В Москве пройдет ретроспектива фильмов Роя Андерссона
16 июня в Москве и 17 июня в Санкт-Петербурге Рой Андерссон лично представит свою новую картину «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии»
Режиссер уникальной судьбы, чей визуальный стиль и черный юмор узнаются моментально, – самый уважаемый кинематографист Швеции после Ингмара Бергмана (с которым Андерссон расходится по всем вопросам – от политических до эстетических). Прославившись в 1970-м поколенческим манифестом «Шведская история любви», после коммерческого провала своего второго фильма «Гилиап» Андерссон на четверть века оставляет кинематограф ради рекламы. Заработав кучу денег и призов, основав собственную студию, он с 2000-го года снимает и отныне сам продюсирует кино «о величии и ничтожестве человеческой натуры». Свой метод Рой Андерссон иронически называет тривиализмом.
В рамках ретроспективы будут показаны рекламные ролики режиссера.
МИР ПРЕКРАСЕН + РЕКЛАМНЫЕ РОЛИКИ / HÄRLIG ÄR JORDEN + ADVERTISING FILMS
Андерссон сформировал свой зрелый стиль, работая над рекламой – от молочных продуктов до авиакомпаний, от страховых корпораций до политических партий. Неподвижная камера, специально выстроенные павильоны, непрофессиональные актеры: каждая зарисовка, по сути, является философским анекдотом о тщете сущего и прихотливой судьбе. Эта реклама сделала Андерссона на родине по-настоящему народным режиссером, она же принесла ему первый некоммерческий заказ от Минздрава – короткометражный фильм «Что-то случилось» (Någonting har hänt, 1987) о СПИДе. С этой прогремевшей на фестивалях короткометражного кино ленты началось возвращение Андерссона в большой кинематограф.
Аккредитация и дополнительная информация в Москве:
nadya.kotova@coolconnections.ru
Аккредитация и дополнительная информация в
Санкт-Петербурге:
sashaahmadshina@gmail.com
18+
Расписание в Москве:
13 июня, суббота
Иллюзион
19:00 Песни со второго этажа / Sånger från andra våningen
14 июня, воскресенье
Иллюзион
19:00 Ты, живущий / Du levande
15 июня, понедельник
Московская школа нового кино
19:30 мастер-класс Роя Андерссона
16 июня, вторник
Гоголь-Центр
19:00 Презентация книги Антона Долина «Похвала банальности» (издательство
«Сеанс»)
19:30 Сбор гостей
20:00 Премьера фильма
Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии / En duva satt på en gren och
funderade på tillvaron
Q&A: Рой Андерссон
23:00 Мир прекрасен + рекламные ролики / Härlig är jorden + advertising
films
18 июня, четверг
Иллюзион
19:30 Презентация книги Антона Долина «Похвала банальности» (издательство
«Сеанс»)
20:00 Шведская история любви / En kärlekshistoria
Расписание в Санкт-Петербурге:
12 июня, пятница
Аврора
19:00 Шведская история любви / En kärlekshistoria
21:00 Мир прекрасен + рекламные ролики / Härlig är jorden + advertising
films
13 июня, суббота
Аврора
19:00 Песни со второго этажа / Sånger från andra våningen
14 июня, воскресенье
Аврора
19:00 Ты, живущий / Du levande
17 июня, среда
Аврора
20:00 Презентация книги Антона Долина «Похвала банальности» (издательство
«Сеанс»)
20:30 Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии / En duva satt på en gren och
funderade på tillvaron
Q&A: Рой Андерссон
Мастер-класс Роя Андерссона в Московской школе нового кино
15 июня Рой Андерссон проведет мастер-класс в Московской школе нового кино, в ходе которого расскажет о своем методе работы и поделится взглядом на настоящее и будущее современного кинематографа.
Презентация книги Антона Долина «Похвала банальности» (издательство «Сеанс»)
Эта книга – живой разговор известного российского кинокритика Антона Долина с Роем Андерссоном, недавним победителем Венецианского фестиваля, главным шведским режиссером современности, в котором раскрываются ключевые, глубокие и неочевидные составляющие уникальной авторской вселенной.
Книга включает в себя фрагменты авторской прозы и публицистики Роя Андерссона. Издание подготовлено и выпущено специально для ретроспективы.
Фильмы:
ГОЛУБЬ СИДЕЛ НА ВЕТКЕ, РАЗМЫШЛЯЯ О БЫТИИ / EN DUVA
SATT PÅ EN GREN OCH FUNDERADE PÅ TILLVARON
Швеция, Норвегия, Дания, Франция 2014, 101 мин.
Режиссер Рой Андерссон
В ролях: Хольгер Андерссон, Нильс Вестблум, Виктор Гюлленберг, Лотти Тёрнрос,
Йонас Герхольм, Ола Стенссон
Итоговая часть трилогии Живущего, вдохновленная «Охотниками на снегу» Питера Брейгеля Старшего: поглядывающий на людей свысока голубь – оттуда. В начале фильма – пугающие и смешные «три встречи со смертью», в финале – экранизация сна о расовом геноциде, а в центре – странствия двух комических героев. Торгующие развлекательными товарами коммивояжеры – толстый и тонкий, циник и меланхолик, – прямые наследники Дон Кихота с Санчо Пансой или Лорела и Харди. Среди тех, кто встречается им на пути, – просто люди: влюбленные, одинокие, жестокие, старые, юные, бессильные, могущественные… и даже сам король Швеции Карл XII, идущий со своим войском воевать под Полтаву.
Награды и фестивали:
Венецианский кинофестиваль – «Золотой лев»
Премия «Золотой жук» – лучшее художественное оформление
Международный кинофестиваль в Гетеборге – участник программы
ТЫ, ЖИВУЩИЙ / DU LEVANDE
Швеция, Норвегия, Дания, Германия, Франция, Япония 2007, 95 мин.
Режиссер Рой Андерссон
В ролях: Элизабет Хеландер, Йорген Нохалл, Ян Викблад, Бьёрн Инглунд, Биргитта
Перссон, Леннарт Эрикссон
Название фильму дали строки из «Римских элегий» Гёте. В центральном томе трилогии Живущего еще меньше сюжета, чем в предыдущем, зато больше юмора и музыки. Обитатели Города, ждущего невесть откуда налета вражеских бомбардировщиков, встречают каждый вечер в баре как последний, – но продолжают надеяться, что завтра настанет новый день. Музыканты духового оркестра готовятся к показательному выступлению, а поклонница харизматичного рокера, который однажды с ней переспал, по ночам грезит об их пышной свадьбе. Под романтические гитарные соло и расслабленный ритм диксиленда приближается конец света.
Награды и фестивали:
Каннский кинофестиваль – участник программы
Премия «Золотой жук» – лучший фильм, лучший режиссер, лучший сценарий
Премия «Роберт» – лучший неамериканский фильм
Международный кинофестиваль в Чикаго – лучший режиссер
Международный кинофестиваль Fantasporto – лучший режиссер
Международный кинофестиваль в Генте – приз композитору (Бенни Андерссон)
Международный фестиваль фантастических фильмов в Невшателе – лучший фильм, приз
Titra Film
Премия общества кинокритиков Сан-Франциско – лучший иностранный фильм
Номинация на Европейскую кинопремию – лучший режиссер
ПЕСНИ СО ВТОРОГО ЭТАЖА / SÅNGER FRÅN ANDRA
VÅNINGEN
Швеция, Норвегия, Дания 2000, 98 мин.
Режиссер Рой Андерссон
В ролях: Ларс Норд, Стефан Ларссон, Бенгт С. Карлссон, Торбьёрн Фальстрём, Стэн
Андерссон
Триумфальное второе пришествие Роя Андерссона, увенчанное призом жюри в Каннах. Причудливая многофигурная фреска о наступлении Миллениума, в центре которой – торговец мебелью, решивший сжечь свою лавку ради страховки, и двое его сыновей: таксист и сошедший с ума поэт. Человечество ожидает катастрофы, и даже решается принести ради ее предотвращения сакральную жертву, – но все тщетно. Мертвецы возвращаются к жизни, распятия выбрасывают на свалку, улицы заполнены стоящими в вечной пробке автомобилями. Череда виртуозно поставленных сцен, не всегда связанных между собой, разыграна под музыку Бенни Андерссона, основателя ABBA и однофамильца режиссера. Позже будет объявлено, что «Песни со второго этажа» – начало трилогии Живущего.
Награды и фестивали:
Каннский кинофестиваль – приз жюри
Премия «Бодиль» – лучший неамериканский фильм
Номинация на премию BIFA – лучший зарубежный независимый фильм
Премия «Золотой жук» – лучший фильм, лучший режиссер, лучший сценарий, лучшая
операторская работа
Международный кинофестиваль имени братьев Манаки – приз зрительских
симпатий
Международный кинофестиваль в Норвегии – премия общества киножурналистов
Норвегии
ШВЕДСКАЯ ИСТОРИЯ ЛЮБВИ / EN
KÄRLEKSHISTORIA
Швеция 1970, 115 мин.
Режиссер Рой Андерссон
В ролях: Анн-Софи Кюлин, Рольф Сольман, Анита Линдблом, Бертиль Норстрём,
Леннарт Теллфельдт, Маргрет Вейверс
Пер и Анника – тинейджеры, ровесники Ромео и Джульетты. Их семьи – из разных социальных кругов: родители девушки принадлежат к числу обеспеченных буржуа, а отец парня держит автомастерскую. Случайно встретившись в саду городской больницы, Пер и Анника не могут забыть друг о друге. Почти бессюжетная, а временами бессловесная история первой любви и потери невинности – еще и сатира на поколение отцов, не способных понять своих свободных детей. Импульсивная камера, спонтанный монтаж, вольное переплетение сюжетных элементов с документальными зарисовками: хрупкая гармония фильма рождается в немудрящей закадровой мелодии и ни разу не сбивается на фальшь.
Награды и фестивали:
Берлинский кинофестиваль – приз международного евангелического жюри
(рекомендация), премия международного союза кинокритиков, золотой приз
международной гильдии писателей, специальная награда от журналистов
Премия «Золотой жук» – лучший фильм