В Госдуму внесен законопроект, регулирующий проведение торгов в наружной рекламе
Три года понадобилось Федеральной антимонопольной службе на то, чтобы подготовить поправки в закон «О рекламе», предусматривающие преференции для малого и среднего бизнеса при проведении торгов в наружной рекламе. Работа над законопроектом началась в октябре 2013 года, сейчас наконец правительство внесло его в Госдуму
В среду, 2 ноября, правительство России внесло в Госдуму законопроект «О внесении изменений в ст. 19 ФЗ «О рекламе» и Кодекс РФ об административных нарушениях». Документ уже поступил в профильный комитет по экономической политике, который в Думе нового созыва возглавляет депутат из фракции ЛДПР Сергей Жигарев.
Поправки в закон «О рекламе», как сказано в пояснительной записке к законопроекту, предполагают новый порядок проведения торгов в наружной рекламе. В соответствии с законом «О рекламе» с июля 2008 года рекламные конструкции можно устанавливать только по итогам торгов – аукционов или конкурсов. При этом места установки рекламоносителей должны соответствовать схеме размещения таких конструкций, которую утверждает субъект РФ. Договоры на установку и эксплуатацию рекламоносителей заключаются минимум на пять, максимум на десять лет.
Еще в 2013 году Федеральная антимонопольная служба заявила, что такой порядок проведения торгов в наружной рекламе ущемляет интересы малого и среднего бизнеса. В октябре 2013 года стало известно, что служба готовит свои поправки в закон «О рекламе».
Законотворческая деятельность ФАС растянулась на три года. Внесенный правительством в Госдуму законопроект обязывает организатора торгов выставлять каждый год не менее 20% от общего количества мест под рекламную конструкцию каждого типа на специализированные торги. В них могут участвовать только субъекты малого и среднего бизнеса. Условно говоря, если на территории муниципалитета схемой предусмотрено 100 мест под щиты 6х3 м и 50 тумб, то не менее 20 щитов и 10 тумб должны достаться компаниям малого и среднего бизнеса. Такие договоры заключаются всего на один год.
Участники таких специализированных торгов до даты их проведения должны раскрыть информацию о своих аффилированных лицах, «в порядке, установленном правительством РФ». Если компания аффилирована с лицом, которому уже выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в этом муниципалитете (в Москве, Петербурге и Севастополе – на территории всего города), то она к специализированным торгам не допускается.
Победителю специализированных торгов по замыслу ФАС запрещено передавать кому-либо право на установку рекламных конструкций, продавать саму конструкцию, сдавать ее в аренду, заключать договоры доверительного управления и т.п.
Поправки в КоАП предусматривают штрафы за нарушения новых требований к проведению торгов. Например, если организатор торгов выставит на специализированные торги менее 20% мест под каждый тип рекламных конструкций, то должностное лицо будет оштрафовано на 40-50 тыс. руб.
Еще когда ФАС в 2013 году занялась разработкой поправок в закон «О рекламе», они для многих регионов уже утратили актуальность. Просто там уже прошли торги.
Например, в Москве, самом крупном региональном рынке, на трех аукционах департамент СМИ и рекламы разыграл на ближайшие десять лет более 7,3 тыс. мест под щиты, конструкции небольшого формата и афишные стенды еще в августе 2013 года. Второй этап торгов в столице состоялся в сентябре 2014-го. Тогда были разыграны на десять лет еще 1,4 тыс. мест под щиты и конструкции небольшого формата. Это практически все места, которые предусмотрены столичной схемой размещения наружной рекламы. Победителями торгов 2013-2014 годов стали всего семь компаний (две из них уже фактически сошли с дистанции, не выполнив свои обязательства по оплате контрактов). До истечения заключенных с победителями договоров в 2022-2023 годах столичные чиновники торги проводить не обязаны.
Из крупных городов торги пока не состоялись в Петербурге. Местные чиновники планируют провести их до конца 2016 года. Таким образом, если инициатива ФАС не станет законом в ближайшее время, то администрация Петербурга может успеть разыграть места под наружную рекламу без льгот для малого и среднего бизнеса.