«Гема» получила от столичных чиновников гигантскую скидку
Входящий в автохолдинг «Гема» оператор наружной рекламы ТРК заплатил за право работать в 2016 году на московском рынке только 1,23 млрд руб., что почти вдвое меньше базовой суммы. Всем остальным владельцам рекламных конструкций выплаты были снижены в лучшем случае лишь на 17%
Уходят, уходят, уходят…
Столичный департамент СМИ и рекламы назвал точный размер выплат, которые в минувшем декабре произвели в бюджет Москвы победители рекламных аукционов 2013-2014 годов. На тех торгах были разыграны 8,8 тыс. мест под рекламные щиты, конструкции небольшого формата (так называемая уличная мебель) и афишные стенды. Семь победителей аукционов пообещали в течение 10 лет выплатить городу почти 97,4 млрд руб.
Но в итоге город получит меньшую сумму. Уже сошел с дистанции оператор наружной рекламы «Никэ», чья структура – ООО «Илион» – на аукционе 2013 года выиграла 802 места под рекламные щиты за 13,2 млрд руб. В декабре 2014-го «Илион» не смог выплатить предусмотренные контрактом 1,3 млрд руб. за очередной год работы, и чиновники аннулировали все выданные компании разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и в одностороннем порядке расторгли договоры.
А в декабре 2015 года, как уже сообщал AdIndex, по одному, самому крупному договору, не смогла расплатиться группа «Вера-Олимп», чье ЗАО «Олимп» в 2013-м выиграло, в частности, за 12,5 млрд руб. 687 мест под рекламные щиты. Только в конце января 2016 года департамент объявил о расторжении этого до сих пор не оплаченного договора.
Таким образом, только из-за дефолта «Никэ» и «Веры-Олимп» бюджет Москвы недополучит более 19 мрлд руб. Но в декабре 2015-го, отправляя победителям аукционов платежные поручения, чиновники департамента скорректировали размер выплат. Они были снижены с учетом так называемых городских случаев, когда конструкцию нельзя было установить или она была поставлена в большой задержкой по вине города, например из-за ремонта дороги, расширения трассы и т.п.
Особые условия для «Гемы»
В ответ на запрос физического лица руководитель столичного департамента СМИ и рекламы Иван Шубин сообщил, какую конкретную сумму заплатил в декабре каждый из победителей аукционов. Так, компания «Расвэро», выигравшая в 2013 году 555 мест под уличную мебель, перечислила на счет казначейства Москвы почти 250 млн руб., что лишь на 1% меньше базовой суммы. Иными словами, «Расвэро» эксплуатирует практически все места из полученных по итогам аукциона. Для входящего в группу Russ Outdoor ООО «Русс Аутдор» платеж за 2016 год был снижен на 10%, до 2,45 млрд руб., для входящего в группу Gallery ООО «Гэллэри Сервис» – на 15%, до 1,15 млрд руб. Если бы «Вера-Олимп» сделала все платежи, то их размер был бы на 17% меньше базового.
А вот входящему в автохолдинг «Гема» Александра Геллера ООО ТРК чиновники предоставили колоссальную по сравнению с другими операторами скидку – 45%. Компания, получившая на аукционе 2014 года более 1,3 тыс. мест под щиты и уличную мебель и ставшая тем самым вторым по числу конструкций оператором наружной рекламы в столице, должна была в декабре заплатить в бюджет Москвы более 2,25 млрд руб. Но фактический платеж составил лишь 1,23 млрд руб., следует из ответа господина Шубина. Получается, что почти половину выигранного на торгах инвентаря «Гема» так и не использует.
Гендиректор ТРК Гюля Коган пока не ответила на запрос AdIndex.
Входящая в «Гему» компания ТРК, по данным исследовательской компании «ЭСПАР-Аналитик» на декабрь 2015 года, располагает в Москве 1,9 тыс. рекламных поверхностей (не равны количеству конструкций, так как обычно одна конструкция располагает двумя и более поверхностями) общей площадью 41,7 тыс. кв. м. Аналогичный показатель, к примеру, у Russ Outdoor в столице – 8,6 тыс. поверхностей общей площадью 103,9 тыс. кв. м. Возможную выручку «Гемы» в 2015 году «ЭСПАР-Аналитик оценивает в 1,16 млрд руб. По этому показателю компания является четвертым в стране оператором наружной рекламы после Russ Outdoor (5,9 млрд руб. по результатам мониторинга в 40 городах), Gallery (4,7 млрд руб.) и «Веры-Олимп» (1,7 млрд руб.)
У чиновников столичного департамента СМИ и рекламы особое отношение к «Геме», свидетельствуют события 2014 года. В декабре того года ТРК не смогла своевременно перевести в бюджет Москвы всю положенную сумму. Компания просто предоставила вексель, который чиновники приняли, а сам платеж на 2 млрд руб. сделала только в феврале 2015 года. Возглавлявший тогда департамент Владимир Черников сначала говорил, что ведомство «изучает» вопрос о взыскании с ТРК неустойки за просроченный платеж, а потом заявил, что для этого нет никаких оснований.
Сейчас с другой структуры «Гемы» – компании «Авто Селл» – пытается взыскать через суд более 1,1 млрд руб. ГУП «Московский метрополитен». «Авто Селл» был рекламным подрядчиком столичной подземки с 2011 года, но из-за неплатежей договор с ним был досрочно расторгнут в июле прошлого года.
Если предоставленные всем победителям рекламных торгов скидки распространятся и на последующие годы, то с учетом дефолта «Никэ» и «Веры-Олимп» выплаты в бюджет Москвы за десять лет, по подсчетам AdIndex, могут составить лишь 62,7 млрд руб. против изначально анонсированных 97,4 млрд руб. И то при условии, что в декабре 2016 года расплатиться с городом смогут все оставшиеся на рынке компании.
Победители столичных торгов на наружную рекламу
Компания |
ООО «Русс Аутдор» |
ООО ТРК |
ЗАО «Олимп» |
ООО «Гэллэри Сервис» |
ОАО «Художественно-производственное объединение» |
ООО «Расвэро» |
ООО «Илион»* |
|
Группа |
Russ Outdoor |
"Гема" |
«Вера-Олимп« |
Gallery |
корпорация "Руан" |
"Расвэро" |
«Никэ» |
|
Выиграно мест под рекламные конструкции (штук) | Всего |
2152 |
1476 |
1362 |
760 |
1699 |
555 |
802 |
в 2013 году |
2152 |
160 |
1238 |
760 |
1699 |
555 |
802 |
|
в 2014 году |
-- |
1316 |
124 |
-- |
-- |
-- |
-- |
|
Платеж в городской бюджет (млн руб.) | Базовый за десять лет |
27212 |
22535 |
15512 |
13504 |
2900 |
2533 |
13176 |
Осуществленный в 2013-2014 годах |
8164 |
4724** |
4475 |
4013 |
1450 |
760 |
2635 |
|
Плановый на 2016 год |
2721 |
2253 |
1551 |
1350 |
--**** |
253 |
|
|
Фактический за 2016 год |
2451 |
1230 |
297*** |
1154 |
-- |
250 |
|
|
Разница между фактическим и базовым платежом за 2016 год (%) |
-10 |
-45 |
--*** |
-15 |
-- |
-1 |
|
|
Залог самой компании, ее учредителей или ее активов |
у ПАО «Банк ВТБ» по июнь 2023 года |
у ПАО «Банк "ФК Открытие» по август 2023 года |
--***** |
у ОАО «Сбербанк России» по декабрь 2018 и май 2019 года |
у ОАО АКБ «Международный финансовый клуб» по апрель 2017 года |
-- |
у ПАО "Банк «Возрождение» по декабрь 2016 года |
* В декабре 2014 года структура «Никэ» – участвовавшее в аукционе ООО «Илион» – не сделала платеж за очередной, 2015-й год работы, и столичный департамент СМИ и рекламы в одностороннем порядке расторг с ней договоры и аннулировал все выданные разрешения на эксплуатацию конструкций.
*** В декабре 2014 года структура «Гемы» – ООО ТРК – не смогла своевременно оплатить половину положенной суммы по итогам аукциона 2014 года. Компания предоставила вексель, а сам платеж был сделан только в феврале 2015 года. Департамент СМИ и рекламы не стал требовать с «Гемы» предусмотренную договором неустойку за просроченный платеж.
*** В декабре 2015 года структура «Веры-Олимп» - ЗАО «Олимп» – не смогла заплатить почти 730 млн руб. по самому крупному договору (687 мест под рекламные щиты), в конце января 2016 года столичный департамент СМИ и рекламы объявил о расторжении этого договора и выдал ЗАО «Олимп» предписание демонтировать неоплаченные конструкции. Ведомство пообещало также взыскать неустойку за тот срок, что конструкции незаконно эксплуатировались. Фактичекский платеж ЗАО «Олимп» по всем договорам должен быть на 17% меньше базовой суммы.
**** В соответствии с аукционной документацией победитель торгов по афишным стендам после заключения договора выплачивает сразу сумму за первые пять лет работы.
***** В открытых источниках нет информации о залоге активов «Веры-Олимп», однако известно, что ее кредитором является входящее в группу ВТБ ОАО «Банк Москвы».
Источники: департамент СМИ и рекламы Москвы; ЕГРЮЛ;
«СПАРК-Интерфакс».