Как Россия превратится в страну инноваций: 20 шагов
Минэкономразвития опубликовало проект инновационной стратегии развития России до 2020 г. Чиновники рассчитывают, что, осуществив 20 ключевых шагов, они переведут экономику страны на инновационный путь развития через восемь лет
![Картинка Как Россия превратится в страну инноваций: 20 шагов](http://adindex.ru/files2/news/2011_10/73640_russia_306.jpg?ts=)
Минэкономразвития опубликовало проект стратегии инновационного развития страны на период до 2020 г. под названием «Инновационная Россия-2020» (полный текст). Она базируется на основе положений «Концепции долгосрочного развития РФ на период до 2020 г.», подготовленной в 2008 г.
В новом документе объемом почти на 150 листов чиновники описывают текущую ситуацию с инновациями в России и что необходимо сделать, чтобы к 2020 г. не тянуться в хвосте у передовых стран.
Основными ведомствами-координаторами реализации стратегии будут являться Минэкономразвития, Минобрнауки, Минпромторг и Минкомсвязи, говорится в документе.
Согласно документу, чиновники ставят целью в 2020 г. довести объем промышленных предприятий, осуществляющих технические инновации, до 40-50% с 9,4% в 2009 г. Для Германии, например, этот показатель сейчас составляет 71,8%, для Эстонии и Финляндии - 52,8% и 52,5% соответственно.
Долю России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг, согласно проекту стратегии, планируется довести до не менее 5-10% к указанному сроку, а удельный вес таких товаров в общем мировом объеме экспорта – до 2% против 0,35% в 2008 г.
Также к указанному сроку стоит цель увеличить количество патентов, ежегодно регистрируемых россиянами в патентных ведомствах ЕС, США и Японии с 63 в 2009 г. до более 2,5-3 тыс. Удельный вес инновационной продукции в общем промышленном объеме должен увеличиться с 4,9% в 2009 г. до 25-35%.
Для того чтобы достигнуть этих и ряда других показателей, чиновники предлагают осуществить 20 ключевых шагов (см. таблицу). Реализовывать стратегию предлагается в два этапа. Первый (2011-2013 гг.) предлагается направить на повышение восприимчивости бизнеса и экономики к инновациям в целом. На втором этапе (2014-2020 гг.) будет происходить рост доли частного финансирования R&D, а также рост финансирования образования, науки и инфраструктуры инновационной экономики.
1. | Радикальное наращиваниеинновационной активности в государственном
секторе экономики – в компаниях с государственным участием и государственных корпорациях, в том числе через принятие и реализацию ими программ инновационного развития |
Инновационный бизнес |
2. | Формирование«дорожных карт» развития ключевых технологий с определением мер поддержки и выделением необходимой степени международной кооперации при их создании (покупка за рубежом/совместная разработка с зарубежными партнерами/самостоятельная разработка) | |
3. | Последовательное и предсказуемое на долгосрочную перспективуужесточение экологических, технических, санитарно-эпидемиологических требований, а также требований к энерго- и ресурсоемкостипродукции (услуг) и используемых технологий, определение системы соответствующих поощрений и санкций, стимулирующих их создание и внедрение, по ключевым направлениям технологического развития российской экономики | |
4. | Обеспечение полноценного участия бизнеса в определении и финансировании приоритетов научно-технологического развития, в том числе через запуск деятельности технологических платформ | |
5. | Введениедополнительных льгот (в том числе
налоговых) для развития инжиниринга и информационных технологий |
|
6. | Значительноеповышение качества и престижа инженерного образования, в том числе за счет создания специальной стипендиальной программы для студентов инженерных специальностей, более тесной интеграции обучения с практикой на ведущих промышленных предприятиях, а также мер по содействию в получении (аренде или ипотеке) жилья инженерами, устраивающимися на работу по специальности | Инновационный человек |
7. | Корректировка образовательных стандартов и внедрение новых технологий обучения в базовом образовании (включая дошкольное и школьное) в целях большей его ориентации на формирование навыков, необходимых для инновационной экономики | |
8. | Выстраивание системы поиска и продвижения талантливых детей (в первую очередь, по естественнонаучным и техническим направлениям) | |
9. | Значительноеповышение престижа научной, инженерной и предпринимательской деятельности, в том числе через популяризацию инновационной тематики в СМИ, на телевидении, через кинофильмы | |
10. | Формирование необходимых инструментов и механизмов поддержкигосударственных закупок инновационной продукции и эффективного размещения заказа на НИОКР для государственных нужд в рамках создания федеральной контрактной системы | Государство |
11. | Переход на предоставлениегосударственных услуг в электронном виде во всех случаях, где это технологически возможно. Обеспечение полностью безбумажного документооборота не только между федеральными органами власти, но и во взаимодействии с регионами | |
12. | Активизация поддержкивыхода на внешние рынки российских высокотехнологичных компаний, в том числе через наращивание финансовой поддержки экспорта и покупки высокотехнологичных зарубежных активов | Глобализация |
13. | Выстраивание работы по содействию российским компаниям в поиске зарубежных технологических партнеров, по формированию иреализации совместных проектов, по разработке новых технологий и выпуску высокотехнологичной продукции с компаниями из наиболее технологически развитых стран, в том числе на базе торговых представительств Российской Федерации | |
14. | Достройка и полноценный запуск механизма“инновационного лифта”, в том числе за счет активизации деятельности Российского фонда технологического развития, в целях стимулирования инноваций среднего и крупного бизнеса | Инфраструктура |
15. | Формирование сети ведущих вузов. Развитие исследовательских компетенций вузов, расширение выполнения на их базе НИОКР в интересах компаний реального сектора экономики. Формирование (по разным моделям и в разных формах) сетинациональных исследовательских центров (лабораторий) по ключевым направлениям технологического развития | Эффективная наука |
16. | Перераспределениефинансирования к активным исследовательским коллективам через повышение роли конкурсных механизмов выделения средств на науку; повышение мобильности ученых между научными и вузовскими организациями | |
17. | Определение механизмов и начало реальнойподдержки регионов - инновационных лидеров | Территории инноваций |
18. | Формирование территориальныхцентров генерации и коммерциализации знаний на базе наукоградов, академгородков, ЗАТО | |
19. | Радикальное повышение эффективности выработки и реализации Правительством Российской Федерации инновационной политики, в том числе через четкое распределениекоординирующих функций между федеральными органами исполнительной власти и определение ответственных за реализацию отдельных направлений политики | Политика |
20. | Обеспечениеприоритетности финансирования инноваций в следующем цикле бюджетного планирования |
Источник: CNews.ru