"Новая газета": фонды поддержки силовиков финансируются из "табачных" денег


Offtop | 02 Июня 2011 13:29

На табачном рынке транснациональные компании сконцентрировали свой сбыт вокруг двух ключевых игроков. "Новая газета" попыталась выяснить, почему в России сложилась беспрецедентная ситуация на рынке дистрибуции табака: он контролируется группами компаний SNS и "Меркурий"

По оценкам аналитиков, объем рынка дистрибуции сигарет в России превышает 12 млрд долларов, 20% рынка принадлежит SNS, 70-75% - входящей в группу "Меркурий" компании "Мегаполис".

SNS была образована в начале 90-х годов выпускниками московской Военной академии ракетных войск стратегического назначения Олегом Смирновым, Сергеем Нестеренко и Олегом Сало. Сегодня SNS - эксклюзивный дистрибьютор British American Tobacco в России.

Группа компаний "Меркурий" была основана в 1991 году Игорем Кесаевым, который в рейтинге Forbes за 2011 год занимает 54-е место среди богатейших бизнесменов России с состоянием 1,8 млрд долларов. У входящей в "Меркурий" компании "Мегаполис" - эксклюзивные контракты на дистрибуцию продукции Philip Morris, Japan Tobacco International и Imperial Tobacco.

Важное место в группе "Меркурий" занимает национальный некоммерческий фонд "Монолит", почетным президентом которого с 2003 года является Игорь Кесаев. Основные уставные цели фонда - "поддержка экономических, медицинских, социальных и культурных потребностей остронуждающихся сотрудников ФСБ России, в том числе уволенных в запас и членов их семей".

Только из открытых источников информации - годовых и ежеквартальных отчетностей компаний видно, что предприятия из группы "Меркурий" направляли миллионы долларов в фонд "Монолит". Возникает вопрос, почему российские бизнесмены готовы жертвовать огромные суммы на поддержку силовиков и различных фондов, связанных со спецслужбами.

"Торговля табаком - очень выгодный бизнес. Все выгодное в России однажды может стать объектом для рейдеров. Поэтому, во-первых, поддержка фондов силовиков - это как страховой полис. А во-вторых, многие российские бизнесмены сами - выходцы из спецслужб", - отмечает Елена Панфилова, директор российского отделения антикоррупционного центра Transparency International.

По ее словам, основная проблема многочисленных фондов поддержки силовиков в том, что большинство из них, как "черные дыры", - с непрозрачными бюджетами.

В 2003 году исполнительным директором фонда "Монолит" стал на тот момент полковник ФСБ в отставке Владислав Петров. Сегодня Петров возглавляет совет директоров ОАО "Турбохолод", которое продает оборудование для добычи газа "Газпрому". "Турбохолод" на 57% принадлежит ООО "Консенсус-Р", которое, в свою очередь, контролируется Игорем Кесаевым.

Петров также возглавляет совет директоров сочинского санатория им. М.В. Фрунзе, который на 98% принадлежит "Меркурию". Согласно списку аффилированных лиц санатория за 2011 год, в его совет директоров также входит Виктор Патрушев - брат секретаря Совета безопасности Николая Патрушева, возглавлявшего ФСБ с 1999 по 2008 год.

В 2003 году фонд "Монолит" подписал с ФСБ генеральное соглашение о предоставлении финансовой помощи. Это соглашение действует и по сегодняшний день. "Монолит" оплачивал в рамках соглашения о материальной помощи покупку квартир для нужд ФСБ.

Рассуждая на тему о том, как поддержка силовиков помогает делать бизнес, советник Игоря Кесаева Анатолий Ширяев считает, что между спонсорством фонда "Монолит" и ведением бизнеса, в том числе на рынке дистрибуции табачной продукции, нет прямой причинно-следственной связи.

Депутат Госдумы Геннадий Гудков, в свою очередь, считает, что у любого явления есть две стороны медали: "В условиях российского бизнеса с тотальным крышеванием и коррупцией подозрения в адрес фондов поддержки силовиков не беспочвенны. Если даже в фондах нет прямых коррупционных схем, то они могут использоваться для решения чрезвычайных проблем в бизнесе".

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.
Свежие вакансии в рекламе, маркетинг, PR и digital в нашем новом Telegram-канале — «Больше Джобсов».


Источник: Newsru.com

последние новости

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 41

Спецпроекты

Инфотека. Финансовые отчёты компании, прогнозы рынка, аналитика, руководства по маркетинговым инновациям и многое другое.

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама