Что необходимо для снижения международных тарифов


Offtop | 28 Марта 2011 06:38

В октябре прошлого года премьер-министр Владимир Путин пообещал, что цена голосовых услуг "большой тройки" в международном роуминге снизится в 1,5-2 раза, передачи SMS-сообщений — в 3 раза, а мобильного интернета — в 2-4 раза. Для МТС, "МегаФона" и "Вымпелкома" это стало предложением, от которого не принято отказываться

В начале прошлого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала расследование в отношении крупнейших мобильных операторов России — МТС, "МегаФона" и "Вымпелкома" (по итогам февраля 2011 года обслуживали 82,1% российских абонентов, по данным ACM-Consulting), заподозрив их в монопольно высоких ценах на роуминг в СНГ. Операторов признали виновными, оштрафовали и обязали снизить цены.

Поскольку все три компании снизили цены в 1,5-4 раза еще до оглашения вердикта, штраф был символическим — 1% (из максимальных 15%, установленных законодательством) от выручки услуг связи, оказанных в этом регионе, или 21,892 млн руб.— для МТС, 12,018 млн руб.— для "Вымпелкома" и 4,194 млн руб.— для "МегаФона". Одновременно ФАС пообещала разобраться со стоимостью этой услуги в остальных странах мира, а также с внутрисетевым роумингом.

Снижение роуминговых цен поддерживает и профильное Минкомсвязи. В конце февраля глава министерства Игорь Щеголев начал обсуждать с властями ЕС вопрос присоединения России к единому роуминговому пространству, а в середине марта при его участии российские операторы подписали меморандум о снижении цен на услуги в роуминге с финскими коллегами. Идея отменить внутрисетевой роуминг господину Щеголеву также по душе.

Заграница нам поможет

К регулированию ценообразования на роуминг Евросоюз пришел еще в 2007 году. Чуть позже к инициативе присоединились члены европейской экономической зоны. С этого момента страны ЕС стали устанавливать предельный размер тарифа на звонки европейских абонентов в роуминге в этом регионе. Потолок стоимости минуты исходящего вызова, не считая налогов, составлял €0,39 (15,6 руб. по текущему курсу, впоследствии несколько раз пересматривался, в 2009 году составлял €0,43, или 17,2 руб.), входящего звонка — €0,15 (6 руб., €0,19, или 7,6  руб.). В середине 2009 года регулированию также подверглась стоимость SMS — она не должна была превышать €0,11 (4,4 руб.).

Тарифы для абонентов "большой тройки", находящихся в роуминге в Европе, сейчас в 2-4,5 раза выше. Но представители МТС, "МегаФона" и "Вымпелкома" настаивают, что основная его часть складывается из оптовой цены трафика, установленной европейскими партнерами,— на нее приходится до 80% от итогового тарифа.

В 2009 году выручка МТС от мобильного бизнеса в России составила 209,28 млрд руб., "Вымпелкома" — 195,8 млрд руб., а "МегаФона" — 181,883 млрд руб., на роуминге приходило 4,8%, 3,4% и около 2% выручки соответственно. В компаниях не говорят, сколько сейчас зарабатывают на роуминге в Европе и как изменится эта цифра после присоединения России к единому роуминговому пространству ЕС. "Валовые доходы операторов от услуг роуминга, очевидно, снизятся. Но пока нет ясности по условиям присоединения, делать экономические расчеты по доходности и влиянию на бизнес новых правил преждевременно",— говорит пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая.

Крупные европейские компании, опрошенные "Ъ", формально не против инициативы российских властей. Однако представитель одного из операторов "большой тройки" опасается, что ЕС будет блокировать или затягивать переговоры. "Европейские операторы потеряют в доходах, при этом очевидной выгоды от этого сам ЕС не получит, так как услуга роуминга неэластична",— рассуждает собеседник "Ъ". С этим согласен и представитель "Ростелекома" Олег Румянцев: "Раньше в основном люди звонили из России в страны Европы. Но сейчас ситуация изменилась и исходящий из Европы трафик превышает входящий, европейские операторы зарабатывают на этом".

По оценке McKinsey & Company, с момента вступления в силу регулирования цен на роуминг в Евросоюзе операторы Франции вынуждены были снизить свои тарифы на 45%, Германии — на 36%, а Испании — на 26% по сравнению с ценами 2006 года. Ежегодное снижение прибыли европейских операторов в результате введения регулирования оценивается в сумму около €5 млрд. С другой стороны, в перспективе цены на голосовые услуги отойдут на второй план и более актуальным станет вопрос снижения расценок на роуминг данных, отмечает младший партнер московского офиса McKinsey Владимир Кулагин. "Сейчас активно растет проникновение смартфонов, поддерживающих множество приложений с передачей данных, большую популярность набирают сервисы VoIP для мобильных устройств, по всей Европе возрастает количество точек Wi-Fi, одновременно развивается связь 4G. В какой-то момент снижение цен на "голос" перестанет быть самым принципиальным вопросом для операторов",— рассуждает он.

Внутри сети — бесплатно

Более неоднозначное отношение у операторов к идее отмены внутрисетевого роуминга. Представители МТС, "МегаФона" и "Вымпелкома" объясняют, что, оказывая услуги абонентам, перемещающимся по стране, они несут ряд дополнительных расходов по сравнению с организацией звонка абонента в домашнем регионе. "Сегодняшние низкие тарифы на услуги местной сотовой связи такие в том числе потому, что в отличие от других стран себестоимость роуминга в них не включена. Снижение цен на роуминг в Европе сопровождалось увеличением тарифов на услуги сотовой связи",— напоминает вице-президент по развитию корпоративного бизнеса "Вымпелкома" в России Андрей Патока.

По данным Direct Info, средняя стоимость минуты местного сотового звонка во Франции, Италии, Германии составляет €0,18 (7,2 руб.), а в России — около €0,04 (1,6 руб.). Стоимость входящих и исходящих вызовов для абонентов МТС, находящихся во внутрисетевом роуминге, составляет 8,9 руб., а SMS — 3,95 руб., для клиентов "МегаФона" — 9 руб. и 3,6 руб., а "Вымпелкома" — 9,95 руб. и 3,95 руб. соответственно. Эксперты объясняют, что при оказании услуги внутрисетевого роуминга сотовые операторы обязаны вести звонок в том числе через сети операторов наземной связи, так возникает плата за приземление вызова (фиксированная сумма, размер зависит от региона). Чтобы снизить себестоимость услуги, эту плату надо отменить в первую очередь. Кроме того, за последние годы "большая тройка" построила собственные сети по стране, которые позволяют приземлять звонки в большинстве крупных городов России, минуя сети зоновой и дальней связи, и снизить таким образом их себестоимость, но законодательство это запрещает.

Речь идет о приказах Минкомсвязи N 97 "Об утверждении требований к построению телефонной сети связи общего пользования" и N 98 "Об утверждении требований к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования". В конце прошлого года ФАС предложила министерству изменить их с тем, чтобы отмена внутрисетевого роуминга была менее болезненной. В то же время источник "Ъ", близкий к одному из операторов "большой тройки", считает, что Минкомсвязи вряд ли пойдет на изменение схемы пропуска трафика в России, так как это приведет к снижению доходов компаний государственного "Связьинвеста". По итогам 2009 года выручка компаний "Связьинвеста" от услуг внутризоновой связи составила 28,4 млрд руб., а от присоединения и пропуска трафика — 13,56 млрд руб., или 10,9% и 5,2% от общей выручки холдинга.

В "Ростелекоме" (в ближайшее время на его базе объединят межрегиональные компании "Связьинвеста") утверждают, что тарифы на внутрисетевой роуминг не связаны со схемой пропуска трафика. "Сейчас практически все звонки внутрисетевого роуминга выполняются через собственные сети "большой тройки" или сети их "дочек"",— настаивает Олег Румянцев. При звонках внутри сети сотового оператора (65% всех звонков) зонового завершения не происходит, еще 30% звонков приходится на сети других сотовых операторов. "Фактически сотовые операторы полностью контролируют себестоимость, а значит, и абонентские тарифы у 95% звонков",— резюмирует он. При этом тариф на зоновое завершение вызова в подавляющем большинстве регионов России не превышают одного рубля, то есть одной десятой от цены звонка во внутрисетевом роуминге.

Против отмены внутрисетевого роуминга выступает и Tele2 (четвертый по количеству абонентов оператор в России, с 9,6% долей рынка по итогам февраля, по данным ACM-Consulting). В компании считают, что сначала необходимо ввести регулирование в области национального роуминга. "Абоненты региональных операторов будут поставлены в заведомо невыгодное положение: покидая территорию своего оператора, они будут вынуждены пользоваться национальным роумингом по более высоким ценам",— говорит директор по продуктам "Tele2 Россия" Роман Володин.

Что необходимо для снижения международных тарифов

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.


Источник: Коммерсантъ

последние новости

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 41

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама