28 Февраля 2011 | 07:04

Российское кино будут финансировать за счет успеха зарубежного

Правительство решило ввести специальный сбор с кинобилетов — по образцу Франции и Израиля — для поддержки отечественного кинематографа

Картинка Российское кино будут финансировать за счет успеха зарубежного

Правительство поручило Министерству культуры и Фонду поддержки отечественной кинематографии до 1 июня разработать «механизм отчислений от дохода, получаемого от проката, показа и других видов использования фильмов, имеющих прокатное удостоверение на территории России, в качестве дополнительного источника финансирования развития отечественного кинематографа», указано в протоколе правительственного совета по отечественной кинематографии (прошел 1 февраля, документ есть у «Ведомостей»).

Чиновник, знакомый с планами правительства, сообщил, что политическое решение о таких отчислениях принято, вопрос только в механизме и ставках. Таким образом будет собираться небольшая часть выручки от продажи билетов в кинотеатрах, продажи телеправ на фильмы и т. д., объяснил он.

По словам исполнительного директора кинофонда Сергея Толстикова, подобные системы поддержки национальной кинематографии работают во Франции, Израиле, Польше и других странах. К примеру, во Франции в национальный фонд поддержки кино и видеоконтента перечисляется 11% доходов от продажи кинобилетов, и в 2009 г. фонд располагал бюджетом в 540,6 млн евро.

Французская модель не будет скопирована, говорит Толстиков: французский фонд поддерживает производство не только кино, но и национального телеконтента, более того, получает более 70% средств от местных телеканалов — те перечисляют ему от 3,2 до 20% выручки. У отечественных телекомпаний вряд ли появятся такие обязательства, полагает Толстиков, поскольку в отличие от кино в России нет явной необходимости субсидировать производство национального телеконтента: «Если во Франции очень популярны американские передачи, наши телезрители предпочитают шоу и сериалы отечественного производства». Зато в отечественном кинопрокате надо «выравнивать монополию американцев» и усиливать позиции русского кино, заключает он.

По оценке «Бюллетеня кинопрокатчика», доля отечественного кино упала за последние три года с 26,2 до 15,3% общих сборов. Всего зрители России и СНГ (за исключением Украины) потратили на кинобилеты в прошлом прокатном году (считается с 1 декабря по 30 ноября) почти 32 млрд руб. Если правительство решит собирать по примеру французов 11% от стоимости билетов, отечественные кинокомпании смогут получать из бюджета дополнительно более $100 млн. Для сравнения: в этом году кинофонд потратит на их поддержку 2,9 млрд руб., или те же $100 млн.

Если эти отчисления начнут брать с кинотеатров, это приведет только к подорожанию билетов, уверен Игорь Ильчук, гендиректор крупнейшей сети кинотеатров «Каро фильм».

«Больше российских фильмов на экранах за счет этого не появится, те немногие качественные ленты отечественного производства, которые есть, мы и так ставим в прокат», — подчеркивает Ильчук, зато у кинотеатров будет еще меньше экономических стимулов строить больше залов, которые могли бы обеспечить российские картины аудиторией, что позволило бы им окупаться.

В нынешних рыночных условиях отечественное кино как институт культуры может не выжить, серьезное кино молодежь в кинотеатрах смотреть не хочет, рассуждает продюсер Александр Роднянский, поэтому решение правительства создать такую протекционистскую модель вполне логично: «Главное — что обошлись без квот на отечественные фильмы и у зрителя остается возможность смотреть любое кино по своему выбору».

Бюджеты российских фильмов заведомо должны быть меньше, чем американских, поскольку наше кино работает практически только на локальном рынке, отмечает исполнительный вице-президент кинокомпании «Централ партнершип» Злата Полищук: «Протекционистские меры могут помочь индустрии, но важнее привлекать зрителя чем-то помимо величины бюджета».

Представители иностранных кинокомпаний не стали комментировать инициативу правительства, предложив дождаться объявления конкретных мер.

Автор: Ксения Болецкая

Источник: Ведомости

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.