РЖД обеспечит безопасность пассажиров за счет самих пассажиров
Чиновники обещают, что повышение цен на билеты будет незначительным, но обустройство всего одного вокзала обходится в 165 млн рублей
Президент Дмитрий Медведев посетил Киевский вокзал 10 февраля и не обнаружил там ни рамок металлоискателей, ни милиционеров. Президенту РЖД Владимиру Якунину было дано три дня на исправление ситуации. На следующий день РЖД рапортовала, что резко ускорит процесс оснащения вокзалов техникой для досмотра пассажиров; в ближайшее время все будет закуплено и установлено.
Но еще до публичного президентского порицания Якунин предвидел дополнительные траты. 27 января, после теракта в «Домодедово», на совещании (копия протокола есть у «Ведомостей») у вице-премьера Сергея Иванова было дано поручение Минтрансу и Федеральной службе по тарифам (ФСТ) совместно с РЖД до 20 февраля представить предложения по установлению в структуре тарифов за услуги железнодорожного транспорта сбора по обеспечению транспортной безопасности.
Речь идет об индексации пассажирских тарифов с учетом затрат Федеральной пассажирской компании («дочка» РЖД, занимается перевозками дальнего следования) на транспортную безопасность в 2012 г., а именно — на закупку и обслуживание оборудования для вокзалов, рассказал «Ведомостям» чиновник Минтранса; эти затраты будут включены в тариф не отдельной строкой, а в его так называемую инфраструктурную составляющую. РЖД и ФСТ предложения в Минтранс уже направили, сказали представители организаций. Вопрос будет решен в марте — апреле, говорит чиновник Минтранса, если безопасность и появится в тарифе, то стоимость перевозки для пассажира повысится незначительно (для сравнения: в 2009 г. тариф повысился на 12%, в 2010 и 2011 гг. — на 10%). Кроме тарифа есть другие источники — субсидии из бюджета, продолжает он, уже в этом году их размер будет существенно увеличен. В комплексной программе по обеспечению безопасности на транспорте сказано, что в 2011 г. РЖД выделено 846,8 млн руб.; годом ранее было 2,57 млрд руб., РЖД получила дополнительно 1 млрд руб. из-за подрыва «Невского экспресса» в ноябре 2009 г.
Всего в России около 400 000 объектов железнодорожной
инфраструктуры, сообщает Минтранс, на один объект повышенной уязвимости
(вокзал) ориентировочно надо 165 млн руб. Точных расчетов, сколько необходимо
для усиления мер безопасности на железнодорожном транспорте, еще нет, говорит
чиновник Минтранса: сумма станет ясна после разделения всех объектов на четыре
категории уязвимости. У РЖД только вокзалов более 5000, включая пригородное
сообщение, крупнейших — около 30, указывает эксперт Института проблем
естественных монополий Владимир Савчук, на их оснащение по первой категории
надо почти 5 млрд руб. (4% от выручки РЖД за перевозки дальнего следования в
2009 г.). Билет может подорожать на 1,5-2% к плановой индексации, полагает
Савчук.
Источник: Ведомости