Половина работников в России получают премии просто так


Offtop | 13 Ноября 2010 07:11 | 3

Премии перестали быть вознаграждением только за особые заслуги и достижения, из пряника они практически превратились в кнут, следует из опроса компании HeadHunter. Каждый третий работник получает премию вне зависимости от результатов своей работы, и только 26% — за особые достижения

В РФ, в отличие от западных стран, многие предприятия уже давно включили премию в зарплату и выплачивают ее ежемесячно — даже за простое выполнение сотрудниками своих обязанностей в срок. При опросе 6 тыс. россиян в компании HeadHunter выяснили, что 68% работников получают премии регулярно, как минимум раз в год, при этом 31% — ровно, как зарплату, раз в месяц. «Ежемесячная премия — мотивационная ошибка руководства. Как только она становится регулярной и незаслуженной, она перестает приносить радость. Если план работы составлен грамотно, то сотрудник должен выполнять его без дополнительного стимулирования»,— считает президент компании HeadHunter Юрий Вировец.

По мнению директора по развитию «Агентства “Контакт”» Алены Занегиной, зачастую словом «премия» называется некое поощрение, максимальный размер которого прописан в трудовом контракте, иными словами, эта премия может измениться только в меньшую сторону. «Эти ежемесячные или ежеквартальные выплаты фактически являются не пряником, а кнутом. В лучшем случае для сотрудника это гарантированная добавка к окладу, а при худшем развитии событий — риск потерять часть зарплаты. Никакой дополнительной мотивации такая схема не создает»,— говорит госпожа Занегина.

Чтобы получить премию, чаще всего сотрудникам не приходится прикладывать особых усилий — на то, что премию выплачивают просто «за выполнение плана», указали 45% опрошенных. Премиальные за выдающиеся достижения и успехи получает меньшая доля — только 26% работников, еще 17% премируются за перевыполнение плана. При этом целых 20% отметили, что в их компании можно получить премию за «красивые глаза» и подхалимство.

Эксперты разъясняют: кто-то всегда умеет лучше других преподнести достижения руководству, к тому же рядовые сотрудники не могут знать всех достижений своих коллег, поэтому им часто кажется, что кто-то из них получил премию незаслуженно. Руководители, в свою очередь, как показывают результаты опроса, не умеют и не хотят публично обнародовать успехи подчиненных, что порождает подозрения. «Нужно уметь рассказывать о своих достижениях, делиться успехами не только с руководством, но и с коллегами. С другой стороны, есть опасность прослыть хвастуном, поэтому важно соблюдать разумный баланс»,— дает рекомендации Юрий Вировец.

За границей, например в США, премия является действительно бонусом за вклад в развитие бизнеса или достижение высоких показателей в труде и выплачивается по итогам отчетного периода или по завершении проекта. В «Агентстве “Контакт”» отмечают: грамотная система мотивации предполагает привязку любой премии к ключевым показателям эффективности — так называемым KPI (Key Performance Indicators — оценки работы персонала), которые должны быть детально прописаны. На это, однако, у большинства компаний в РФ не хватает знаний, времени и сил — особенно в отношении позиций уровня специалиста. Результаты опроса продемонстрировали — только 2% респондентов получают премию за выполнение KPI. В «Агентстве “Контакт”» считают, что более честно и более выгодно с точки зрения эффективности вообще не предусматривать премий для специалистов, выработать KPI для которых работодатель не может, а определить для них фиксированный оклад.

Опрос показал, что ежегодную премию получают 11% респондентов. Эксперты кадрового рынка прогнозируют, что годовые премии в конце 2010 года получат как минимум вдвое больше работников, чем годом ранее, а сами премии станут более существенными, поскольку рынок труда восстановился после кризиса почти во всех сферах. «Сейчас экономика практически достигла уровня начала 2008 года, поэтому ситуация с годовыми премиями у top- и middle-менеджмента будет приближена к показателям трехлетней давности, то есть около 90% всех представителей высшего менеджмента получат по итогам этого года некую премию»,— говорит Алена Занегина.

Опрос HeadHunter показал, что в среднем размер премиальных составляет 55% от зарплаты респондента. Около 50% респондентов получают премию в пределах 30–70% от зарплаты. По словам респондентов, премия зависит чаще всего от финансового положения компании (отметили 34%) и от уровня собственных достижений (33%).При этом 27% опрошенных признались, что размер поощрения за их труды зависит от настроения начальника. Такую же долю же респондентов вопрос о размере премии не волнует: они получают фиксированную премию, размер которой, по их мнению, ни от чего не зависит.

Половина работников  в России получают премии просто так

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.


Источник: Коммерсантъ

последние новости

Комментарии

Loreleya | 13.11.2010, 10:48
а у нас нет никаких премий. и еще в начале кризиса уволили двух моих коллег а их работу взвалили на меня. и ни копейки при этом не прибавили
777 | 13.11.2010, 10:49
наверно я из другой половины. где бы ни работал, нигде никаких премий отродясь не было
Anonymous | 13.11.2010, 13:03
Исследователи, что, с луны прилетели? Объясняю для инопланетян. Начальник отдела в небольшой компании получает официально 12 тыс рублей. Остальные 48 тысяч он получает в виде ежемесячной премии

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 41

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров

Кейсы