Лебедев сказал новое слово в социальной рекламе
Сняв себя любимого в красивых ракурсах и читая в камеру стихи Мандельштама, предприниматель встал на нелегкий путь борьбы с наркоманией
Александр Лебедев, бывший член партии «Единая Россия» и «Справедливая Россия», владелец холдинга «Новые медиа» и британской газеты The Independent, намедни выложил на своем сайте удивительный ролик, обозначенный как «социальная реклама», а называется – «Мандельштам». В нем снялся сам Лебедев, читающий стихотворение Осипа Мандельштама «Мастерица виноватых взоров…», а также лошадь гнедой масти, которую Лебедев ведет под уздцы и добродушно похлопывает по крупу. Хронометраж ролика стандартный – 30 сек.
На протяжении полуминуты под музыку, под которую обычно рекламируется шикарная мебель или услуги секса по телефону, Лебедев то в чем-то очень аристократическом, то в рубахе – иногда расстегнутой и иногда под дождем – на фоне особняка читает три четверостишия Мандельштама, а в конце выясняется, что все это действо заточено под слоган «Выбери жизнь без наркотиков». Титр к тому же указывает, что ролик снят под эгидой партии «Справедливая Россия», из которой Лебедев был исключен еще в апреле 2008 года за антипартийную деятельность. Ролик был выложен в YouTube еще в 2007 году, однако на официальном сайте Лебедева появился только в начале октября, что дало повод Adindex пристальней изучить это творение.
Итак, Осип Мандельштам, один из самых сложных поэтов серебряного века, был выбран Лебедевым в качестве подмоги в пропаганде жизни без наркотиков. При этом выбрано было стихотворение, которое Мандельштам посвятил Марии Петровых – тоже поэту. Самостоятельно догадаться, почему в данном случае было выбрано именно оно, довольно трудно (вопрос об уместности подобного сюжета в социальной рекламе против наркотиков так уж и быть, опустим). Допустим, аккуратно стриженая лошадь, белый особняк и Лебедев в разных одеждах символизируют здоровую, радостную жизнь без наркотиков, а чтение Мандельштама – ясный эрудированный интеллект, утонченный вкус, которые недоступны, конечно же, голове наркомана. Если бы только это, то задумка ролика была бы слишком простой, что вряд ли достойно Александра Лебедева. Поэтому здесь все сложнее.
В стихотворении «Мастерица виноватых взоров…» шесть четверостиший, но Лебедев читает только три из них – первое, четвертое и последнее, вполне простые для восприятия и неискушенными любителями поэзии. Однако в каждом из этих четверостиший есть тревожные образы: «утопленница-речь», «маком бровки мечен путь опасный», «надо смерть предупредить - уснуть». Вероятно, в данном контексте Лебедев, читая эти строки, стремится напомнить целевой аудитории о превратностях судьбы, а в сочетании с жизнерадостными видео-образами создается нужный контраст, наводящий уже состоявшихся и потенциальных наркоманов на правильные мысли и, как итог, заставляющих отказаться от наркотиков.
Но и это еще не все. Не стоит забывать об остальных четверостишиях (втором, третьем и пятом). Ведь то, что не сказано, подчас не менее важно, а то и важней того, что сказано. Придется привести полностью эти строки:
Ходят рыбы, рдея плавниками,
Раздувая жабры: на, возьми!
Их, бесшумно охающих ртами,
Полухлебом плоти накорми.
Мы не рыбы красно-золотые,
Наш обычай сестринский таков:
В теплом теле ребрышки худые
И напрасный влажный блеск зрачков.
Не серчай, турчанка дорогая:
Я с тобой в глухой мешок зашьюсь,
Твои речи темные глотая,
За тебя кривой воды напьюсь.
Очевидно, что эти строки показались Лебедеву опасными для чтения. Ведь такие образы, как «ходят рыбы, рдея плавниками», «полухлеб плоти», «напрасный влажный блеск зрачков», «я с тобой в глухой мешок зашьюсь», «кривой воды напьюсь» в умах наркоманов могли бы вызвать нездоровые ассоциации, возможно – воспоминания о каких-то собственных образах, которые у них возникали после дозы. А те, кто еще не стал наркоманом, могли бы позавидовать Мандельштаму, в чьей голове рождалось подобное, и, не обладая таким же талантом, в погоне за лучшей фантазией вполне могли бы прибегнуть к помощи наркотиков.
Есть еще одно темное место в ролике: Лебедев в оригинальной строчке «Ты, Мария, - гибнущим подмога» зачем-то меняет имя на Елену. Жену зовут Наталья, дочерей вроде бы нет. Но поверхностный анализ подсказывает, что и здесь Александр Лебедев позаботился о целевой аудитории: имя Мария практически полностью повторяет первую часть слова «марихуана», что, конечно же, недопустимо в антинаркотической социальной рекламе.
Еще один ролик «Выбери жизнь без игорных заведений», в котором Лебедев снялся в роли Германа из «Пиковой дамы», не столь интересен, хотя эполеты, безусловно, ему очень идут.