Дорога к терминалу "Внуково-3" может быть снесена
В аэропорту Внуково возник конфликт между операторами терминалов деловой авиации
РКК "Энергия" требует через суд снести участок автодороги и автостоянку, примыкающие к "Внуково-3". По мнению РКК, частный совладелец аэропорта "Внуково-инвест" самовольно построил эти объекты на принадлежащей "Энергии" земле и "не идет на конструктивные переговоры". Эксперты надеются, что до сноса объектов во "Внуково-3" не дойдет, поскольку от этого пострадают клиенты терминалов, зато может выиграть конкурирующее Шереметьево.
РКК "Энергия" 17 сентября подала иск против ОАО "Внуково-инвест" (частный акционер предприятий аэропорта Внуково и владелец "Внуково-3"), требуя снести ряд сооружений во "Внуково-3" в зоне расположения центра бизнес-авиации. В РКК "Энергия" на запрос "Ъ" не ответили. Но источник "Ъ" в корпорации отметил, что предметом спора являются незаконные постройки на земельном участке "Энергии", в частности автомобильная дорога при подъезде к терминалам во "Внуково-3", контрольно-пропускной пункт и автостоянка. В аэропорту Внуково и ОАО "Внуково-инвест" от комментариев отказались.
Как удалось выяснить "Ъ", терминалы для деловой авиации и VIP-чартеров построены на участке, который РКК "Энергия" получила в бессрочное пользование еще в 1963 году. На нем располагается терминал "Космоса". Он принадлежит РКК "Энергия", осуществляет авиаперевозки и обслуживает пассажиров. Источник в "Космосе" рассказал "Ъ", что РКК "Энергия" в 2004 году согласилась передать Москве под нужды развития бизнес-авиации участок земли площадью 4,6 га, на котором аэропорт построил терминал "Внуково-3".
По словам собеседника "Ъ", в декабре 2009 года РКК выкупила 13,9 га (входят в участок, который сейчас находится в бессрочном пользовании РКК), однако зарегистрировать сделку не смогла из-за иска компании "Внуково-инвест", заявившей, что там расположены ее объекты недвижимости. Но в РКК считают, что эти объекты построены незаконно. "На участке, передачу которого в долгосрочную аренду мы не разрешали, "Внуково-инвест" самовольно построило шоссейную дорогу, КПП и автостоянку, то есть налицо незаконный захват земли",— полагает собеседник "Ъ", отмечая, что обращения РКК к ОАО "Внуково-инвест" с предложением решить вопрос путем переговоров остались без ответа.
По словам собеседника "Ъ", данный иск не единственная претензия "Энергии" к акционерам Внуково. "Взамен участка под терминал "Внуково-3" РКК должна была получить компенсацию в виде участка земли 5,86 га в другом месте, но этот договор до сих пор не оформлен",— рассказывает он. Кроме того, добавляет собеседник "Ъ", часть аэродромной инфраструктуры, построенной РКК "Энергия" за собственные средства, в частности перрон перед терминалами, используется ОАО "Внуково-инвест" незаконно, поскольку компания уже многие годы не оплачивает его использование. Как РКК "Энергия" планирует защищать свои интересы по этим спорам, собеседник "Ъ" не уточнил.
Согласно материалам суда, в апреле РКК "Энергия" уже обращалась с иском к департаменту земельных ресурсов Москвы, который отказал ей в оформлении в собственность ряда спорных участков во "Внуково-3". 19 июля суд в удовлетворении требований корпорации отказал, но истец подал апелляцию.
Руководитель практики юридической компании "Яковлев и партнеры" Нина Евстратова отмечает, что теоретически у обоих участников конфликта есть возможность доказать свои права. "Суд будет анализировать все документы, на основе которых земля предоставлялась под застройку, но собственник строений должен будет доказать то, что имел законное право их возводить на этих земельных участках",— полагает юрист. В противном случае объекты могут быть снесены, но "может сыграть роль и своеобразный политический аспект, ведь речь идет о сносе транспортной инфраструктуры", полагает госпожа Евстратова.
Глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев надеется, что до сноса инфраструктурных объектов дело не дойдет. "Ведь в конечном итоге пострадают клиенты и терминала "Внуково-3", и терминала "Космос"",— отмечает эксперт. Кроме того, открытый конфликт может привести к плохим репутационным последствиям, к которым операторы бизнес-авиации очень чувствительны. По мнению Олега Пантелеева, "этим может воспользоваться, например, аэропорт Шереметьево, который заявил о планах строительства комплекса бизнес-авиации и неизбежно будет конкурировать за клиентов с Внуково".
Источник: Коммерсантъ