DVD? На помойку!
Физические медианосители доживают свой век
«Опять придётся покупать «Белый альбом», — говорил агент К из фильма «Люди в чёрном», глядя на прототип компакт-диска с какой-то далёкой планеты. Этому невольному прогнозу уже не суждено сбыться. Физические носители для распространения той или иной медиапродукции уже неактуальны.
Серьёзных мотивов покупать альбом любимого исполнителя на CD или последнюю новинку кинематографа на DVD уже нет. Всё можно скачать. Прямо сейчас.
Нам повезло — мы живём в эпоху бурного технического развития и можем наблюдать, как появляются новые технологии и уходят старые. Ещё, казалось бы, совсем недавно VHS-видеомагнитофон был экзотическим бытовым устройством. Ещё пару лет назад покупка DVD-проигрывателя была событием. А если этот проигрыватель потом неожиданно ломался, никто не бежал его чинить, потому что проще купить новый — за 50 баксов, то есть по цене хорошего лицензионного DVD.
Конечно, сию секунду забыть о существовании CD, DVD, VHS и традиционных аудиокассет не получится: ещё не у всех московских бомбил стоят модные MP3-магнитолы, ещё не заросла тропа на Горбушку, где и по сей день идёт бойкая торговля всяческой пиратской и не совсем продукцией. Да и фанаты, желающие вроде как поддержать официальную индустрию и купить лицензионный диск, никуда не исчезли. Однако прогресс делает своё дело и людей, которые давно не покупают ничего на CD/DVD и прочих Blu-ray, становится всё больше.
Пожалуй, самая распространённая сегодня форма физических носителей — старые компьютеры, ставшие медиацентрами, и уже сами медиацентры, производство которых наладили многие компании. Такое устройство обычно имеет большой жёсткий диск, на котором можно хранить свою коллекцию фильмов и музыки, скачанную из интернета. Поклонники так называемых легальных форм пользуются iTunes, остальные не брезгуют использовать торренты.
Впрочем, винить во всём файлообменные сети глупо. Вопрос по большому счёту в банальном удобстве. Раньше, если хотелось посмотреть какой-то фильм, надо было ехать на Горбушку или в магазин, и не всегда там находилось то, что надо. Можно заказывать онлайн, благо в России, например, доступны не только местные магазины, но и тот же Amazon.com. Но пока дождёшься посылки с желаемыми дисками — поседеешь и забудешь, что заказывал.
Сейчас, когда в большинстве столичных домохозяйств есть высокоскоростной интернет, исполнить своё заветное желание по просмотру практически любого фильма можно буквально за минуты. Увы, тут официальная индустрия практически ничего не предлагает. В принципе есть iTunes, но официально он в России не работает, поэтому, чтобы брать там какие-то фильмы или сериалы, которые, кстати, точно будут без русской звуковой дорожки или субтитров, вам придётся заводить аккаунт через США, что равносильно заведению аккаунта через одно известное место. Поэтому популярность торрентов — скорее от отсутствия какой-либо внятной альтернативы, нежели от желания пиратствовать.
Нормальных и легальных альтернатив торрентам нет как в видеоиндустрии, так и в музыкальной. Желающим, например, предлагается социальная сеть «Вконтакте», где благодаря пользователям собралась гигантская музыкальная коллекция, но с точки зрения авторского права она такая же нелегальная, как и любой торрент. Есть вариант пойти на какой-нибудь сайт, типа «Зайцев.нет», и, продираясь сквозь многочисленные баннеры, скачать желаемую композицию.
Не нравятся такие методы — пожалуйста, тащитесь в магазин через весь город, убедитесь, что нужного товара нет в наличии, и возвращайтесь домой пиратствовать. Здесь ради справедливости стоит упомянуть Soundkey, например, или Fidel — легальные российские музыкальные сервисы. Однако каталоги, которые они представляют, более чем скудны.
В цивилизованных странах с этим проще. Есть iTunes, который хоть по российским меркам и дорогой, но легальный и удобный. Есть Spotify, о котором неоднократно писал «Частный корреспондент». Есть Amazon Music и прочие магазины, специализирующиеся на торговле цифровым контентом. И даже Google грозится вступить на эту тропу.
С видео всё, увы, на порядок сложнее. И YouTube планировал торговать полнометражными фильмами в HD-качестве, и Amazon обещал то же самое, и провайдеры грозили нам Video on Demand. Однако воз и ныне там. Быстро и легально скачать фильм не получится. Может, в случае мегапопулярной суперновинки этот фокус и прокатит, но шаг вправо или влево — и всё снова упираетесь в торренты, которые, несмотря на эпизодический вой правообладателей, стабильно снабжают нас разнообразным мультимедийным контентом.
Так какой же мотив покупать DVD у нас ещё остаётся? Желание поддержать киноиндустрию — сомнительная мотивация, ради этого люди обычно в кино ходят. Получить красивый шкаф, заставленный разноцветными пластмассовыми коробками, без возможности поиска, но зато работающий как прекрасный пылесборник? Вряд ли. Пожалуй, единственный аргумент — желание иметь шедевр кинематографа в красивой упаковке и желательно с автографами всей съёмочной группы. Но сколько таких шедевров? Пять? Десять? Всё остальное выкидывается на помойку после первого просмотра.
С музыкальными компакт-дисками ситуация примерно такая же. Мотив поддержать артиста тут столь же сомнителен: артисты зарабатывают концертами, а от продажи дисков получают копейки — всё забирает себе правообладатель. Это на Западе была халява, когда абстрактный Eminem мог издать один сингл и с его продаж жить всю оставшуюся жизнь, при условии, конечно, что диск станет платиновым. В большинстве случаев купленный компакт-диск оцифровывается, а затем результат оцифровки закачивается в iPod или какой-нибудь другой MP3-проигрыватель.
Тут могут подать голос ценители качественного звука, чьи уши сворачиваются в трубочку при воспроизведении MP3 с маленьким битрейтом, но они, увы, будут в меньшинстве — большинство потребителей вполне устраивает качество MP3. А зачем плодить сущности, если можно сразу скачать, минуя процесс покупки CD, который всё равно составит компанию купленным ранее и будет собирать пыль?
Высокоскоростной интернет, большие жёсткие диски, относительно свободный обмен имеющимися данными окончательно и бесповоротно поменяли наш быт. «Белый альбом» уже можно не покупать. Можно скачать. Можно стереть случайно. А потом скачать ещё раз. А можно не скачивать, а слушать онлайн: зачем место на диске занимать?
Источник: Частный корреспондент