Эксперты «Веги», кластеры и «Кью»: большие обновления «Яндекса»
Компания представила большое поисковое обновление и ряд новых сервисов
«Яндекс» объединил более полутора тысяч улучшений, добавленных в поиск за последний год, в большом поисковом обновлении под названием «Вега». Улучшения произошли в четырех ключевых направлениях: повышение качества поиска, мгновенные результаты, экспертный уровень ответов и гиперлокальность.
Помимо того, что поиск «Яндекса» стал точнее и быстрее отвечать на запросы, он также начал учитывать сигналы от асессоров-экспертов при обучении поискового алгоритма. Их вердикты станут ключевым фактором в процессе ранжирования. Каждый асессор является профессионалом в той или иной области. Например, асессор-гидролог понимает, как объяснить процесс [образования двухэтажных рек], и может квалифицированно оценить, насколько хорошо веб-страницы отвечают на запросы на эту тему.
Оценки асессоров-экспертов имеют больший по сравнению с другими сигналами вес при обучении алгоритма. Такой подход позволил улучшить ранжирование по самым разным — и не только сложным — запросам.
Качество поиска
Что касается нейросетей, то теперь они используются уже на стадии составления поисковой базы. С помощью нейросетей «Яндекс» заранее выявляет в базе близкие по смыслу веб-документы и объединяет их в смысловые кластеры. Когда пользователь задает запрос, поиск ищет ответ не во всей огромной базе, а только в кластерах с документами, соответствующими запросу по смыслу.
Смысловые кластеры — основа новой системы хранения веб-документов. Система имеет сразу несколько преимуществ. Теперь поиск понимает, какие кластеры документов релевантны запросу, и для ответа выбирает лучшие веб-страницы из заведомо подходящих. За счёт этого обработка запросов происходит быстрее и требует меньше вычислительных мощностей. Высвобождение ресурсов позволило вдвое увеличить поисковую базу. Таким образом «Яндекс» может находить даже такие страницы, которые могут потребоваться пользователям один или два раза в год.
Пререндеринг
Для сокращения времени ожидания ответа «Яндекс» внедрил технологию предварительной загрузки результатов поиска — пререндеринга. Она угадывает, каким будет полный текст поискового запроса, в момент, когда человек только набирает первые слова. Пререндеринг позволяет сформировать результаты поиска заранее и показать их пользователю сразу после того, как он нажмет кнопку «Найти».
На часть запросов «Яндекс» дает готовый ответ прямо в подсказках под поисковой строкой, еще на часть — на странице результатов поиска: человеку не нужно тратить время на переход по ссылкам и просмотр сайтов. За год число запросов, на которые поиск ответил сразу в выдаче, выросло больше чем на 20%.
Кроме того, в 2019 г. компания усовершенствовала технологию Турбо-страниц: теперь они загружаются в среднем в 15 раз быстрее обычной мобильной версии сайта. В 75% случаев человек получает нужную ему информацию меньше чем за секунду.
Гиперлокальность
«Яндекс» уже много лет учитывает город, из которого задан запрос. Но в ряде случаев этого недостаточно. С запуском «Веги» «Яндекс» стал гиперлокальным: теперь с его помощью можно решать задачи на уровне микрорайона или даже отдельного дома.
В этом году «Яндекс» запустил во всех городах России социальную сеть для соседей — «Яндекс.Район». В «Яндекс.Районе» можно получить подсказку, где искать сбежавшего кота, пристроить старую мебель или найти себе компанию для вечерних велопрогулок по парку. С сегодняшнего дня в «Районе» доступны домовые чаты. В них жители дома могут обсудить друг с другом множество насущных вопросов: от сломавшегося лифта до обустройства новой детской площадки.
Второе новшество касается «Яндекс.Услуг» — это сервис поиска специалистов для решения различных задач. Сегодня «Услуги» начали показывать предложения специалистов на карте. Теперь можно подобрать для ребенка хорошего репетитора, живущего в соседнем подъезде, или отыскать мастера по ремонту стиральных машин, готового приехать на дом в течение получаса.
«Яндекс.Знатоки» + TheQuestion
«Яндекс» также анонсировал запуск нового сервиса «Кью», созданного на базе «Яндекс.Знатоков» и TheQuestion. Он доступен в закрытой версии для знатоков и экспертов и откроется для всех пользователей сегодня в 17:00. Руководитель проекта Тоня Самсонова рассказала, что объединение этих двух продуктов оказалось сложнее, чем ожидалось. В первую очередь из-за того, что проект должен работать на технологиях «Яндекса», и команде TheQuestion понадобилось время на их изучение. Кроме того, отдельная работа будет проделана по объединению экспертных сообществ обоих сервисов.
В «Яндекс.Кью» существует два уровня верификации: команда проверяет экспертов и дает синюю галку, если знаток тот, за кого себя выдает. Второй уровень верификации — проверка ответов, доступная на данный момент для категорий медицины и здоровья. Эти ответы экспертов проверяются в партнерстве с фондом «Нужна помощь».
Свои аккаунты в «Кью» могут завести и компании — на бесплатной основе. Сейчас на сервисе зарегистрирован ритейлер «М.Видео».