Рост цен на печатную прессу в 2018 году составил почти 20%
Среди причин — рост цен на бумагу и сокращение рекламных доходов
В 2018 г. пресса в российской рознице подорожала в среднем на 19,8% при общем уровне инфляции в 4,2%. Об этом пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на данные союза издателей ГИПП. В предыдущие годы рост цен на печатные СМИ был ниже: например, в 2017 г. пресса подорожала на 6,8%, а в 2016-м — на 6,7%.
Сильнее всего, на 40%, в 2018 г. подорожали садоводческие и эзотерические издания. В ГИПП объясняют такую динамику изначально низким ценовым сегментом этих СМИ и ростом цен на бумагу, на которой они печатаются. На 30% выросли цены на кроссворды, кулинарные и молодежные издания, а также издания для родителей. Последние две категории в основном выпускаются небольшими тиражами, и «только значительное повышение цены позволило бы сделать их выпуск рентабельным», считают в ГИПП. Компьютерные издания, журналы об интерьере, архитектуре и о хобби подорожали на 22–26%. Издатели женских журналов и таблоидов увеличили цены на 20%, а стоимость новостных газет выросла в среднем на 11–17%, в зависимости от специализации. Розничные цены религиозных изданий выросли меньше всего — на 0,5%. Наконец, практически не изменились и цены на коллекционные и исторические журналы: они подорожали на 1,2% и 3,5% соответственно.
Одна из главных причин подорожания печатных изданий — рост цен на бумагу. В 2018 г. производители трижды поднимали цену на газетную бумагу. Полиграфическая бумага подорожала на 15% за год и на 50% — с 2014 г. Кроме того, продолжала снижаться и рентабельность распространителей прессы: в прошлом году убыточным стал каждый третий киоск. Также на подорожании печатных СМИ сказались сокращение рекламных доходов, которое пытаются компенсировать издатели, и растущая популярность электронных СМИ, считают в ГИПП. По подсчетам Ассоциации коммуникационных агентств России, в первые три квартала 2018 г. рекламные доходы печатных СМИ сократились на 10%, до 13 млрд руб.