Сборы артхаусного кино в России упали на 39%
Аналитики объясняют спад тем, что независимым дистрибьюторам не хватает средств для продвижения фильмов
Сборы немейнстримного кино в России упали на 39% — с 6,7 млрд руб. в 2016 г. до 4,1 млрд руб. за 2017 г., пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на «Невафильм Research». Артхаусное кино в прошлом году показали в 21% российских кинотеатров против 38% годом ранее. Блокбастеры, напротив, прокатывали в 2017 г. в 87% кинопоказчиков против 86% в 2016 г. Фильмы прочих жанров получили 46% и 44% соответственно. Количество сеансов независимого кино за 2017 г. сократилось до 1,1 млн против 1,4 млн в 2016 г. Посещаемость упала почти на 40% — с 25,7 млн до 15,8 млн зрителей.
Причину такой динамики собеседник «Коммерсанта» глава Antipode Sales & Distribution Антон Мазуров видит в незаинтересованности в артхаусе среди отечественных телеканалов. Телевидение «покупает принципиально меньше арт-кино, соответственно, прокатчики делают ставку на окупаемость затрат за счет кинотеатрального проката, и это приводит к более конъюнктурному отбору картин — выбору проверенных имен и наград». Аналитик Kinodata.pro Сергей Лавров также относит к причинам спада закрытие таких кинотеатров, как «35 мм». По мнению эксперта, у независимых дистрибьюторов нет возможности продвигать артахусное кино, при том что затраты на прокат таких фильмов возвращаются не один год.
Кинотеатры утверждают, что популяризируют интеллектуальное кино. Доля
немейнстримных фильмов в объединенной сети кинотеатров «Синема Парк» и «Формула
Кино» составляет 15% от общих сборов, по словам представителя компании
Александры Артамоновой. В «Каро» сообщили, что развивают артхаусное направление
«Каро.Арт», выручка которого с января 2018 г. составила 3,5% от общего
бокс-офиса компании. Сеть планирует выйти на 7% к 2019 г.