Рекламные доходы трех телеканалов могли снизиться в 2016 году
Рост расценок на телерекламу в прошлом году, вероятно, не смог компенсировать падение реализованного инвентаря трем вещателям. На фоне роста всего рынка «2х2», «Че» и ТНТ могли зафиксировать снижение рекламной выручки
AdIndex подводит итоги размещения телерекламы в федеральном эфире в 2016 году, последнем, когда продажей рекламы на ТВ занимались две структуры – группа «Видео Интернешнл» (Vi) и сейлз-хаус «Газпром-Медиа». С 2017 года их сменил «Национальный рекламный альянс», учрежденный в прошлом июне «Первым каналом», ВГТРК, «Газпром-Медиа» и «Национальной Медиа Группой».
Первые и последние по аудитории
Лидерами по росту своей целевой аудитории – на 1,1 процентных пункта – в 2016 году стали сразу два вещателя, следует из измерений Mediascope. Среднесуточная доля целевой аудитории РЕН ТВ (зрители 25-54 лет) выросла до 6,1%, «Карусели» (зрители 4-45 лет) – до 4,6%.
Существенно, на 0,8 процентных пункта, до 8,8% выросла в прошлом году и среднесуточная доля целевой аудитории СТС (зрители 10-45 лет). Причем взлет этого вещателя пришелся на новый телесезон, традиционно стартующий в сентябре. За последние четыре месяца года среднесуточная доля СТС увеличилась на 0,9 процентных пункта, до 9,1%. Такую же динамику в новом телесезоне показывает и РЕН ТВ, но она уступает аналогичному показателю за календарный год.
Аутсайдером года стал ТНТ, чья среднесуточная доля целевой аудитории (зрители 14-44 лет) снизилась на 1,4 процентных пункта, до 11,4%. Активно в прошлом году теряли зрителей также «Первый канал» и НТВ. Среднесуточная доля их целевой аудитории (зрители 14-59 лет и все зрители старше 18 лет) уменьшились за двенадцать месяцев на 1,1 процентных пункта, до 11,1%, и 0,9 процентных пункта, до 9,8% соответственно.
Эти же вещатели пока являются и главными неудачниками нового телесезона. В сентябре-декабре среднесуточная доля «Первого канала» упала на 1,4 процентных пункта, до 11,5%, НТВ – на 1,1 процентных пункта, до 9,5%, ТНТ – на 1 процентный пункт, до 11,7%.
Первые и последние по продажам
Поскольку реклама на ТВ продается по пунктам рейтинга, отражающим количество зрителей, увидевших рекламный ролик, потеря аудитории не может не сказываться и на доходах вещателей. Впрочем, лидеры и аутсайдеры в реализации рекламного инвентаря немного разнятся с теми, кто больше всех увеличил или, наоборот, снизил свою аудиторию.
По итогам 2016 года продажи рекламы в натуральном выражении выросли у 11 из 18 вещателей, снизились – у семи, следует из расчетов входящей в Publicis Media Russia консалтинговой компании Media Logics на основе измерений Mediascope. Еще четыре вещателя стали продавать рекламу по пунктам рейтинга только в 2016-м, поэтому сравнить их показатели с предыдущим годом нельзя.
Наибольший рост реализованного инвентаря зафиксирован на канале CTC Love – на 32%, до 15,7 тыс. пунктов рейтинга в его целевой аудитории (зрители 10-45 лет). У РЕН ТВ, лидера по росту аудитории, предложенный рекламодателям инвентарь увеличился на 19%, до 88,7 пунктов рейтинга. На третьем месте – «Звезда» с приростом на 12%, до 47 тыс. пунктов рейтинга.
Максимальное падание рекламных продаж в натуральном выражении оказалось у «2х2» – на 41% по итогам года, до 14,8 тыс. пунктов рейтинга в своей целевой аудитории (зрители 11-34 лет). Но, как уже неоднократно сообщал AdIndex, с января 2017-го этот анимационный канал лишился практически всех своих эфирных частот, на которых был запущен новый проект «Газпром-Медиа» – ТНТ4.
На 13%, до 24,9 тыс. пунктов рейтинга, сократился реализованный инвентарь у «Че», который только в ноябре 2015-го пришел на смену «Перцу». В феврале 2016-го пресс-секретарь холдинга «СТС Медиа» Игорь Иванов уверял AdIndex: «Рекламодатели очень положительно отнеслись к телеканалу «Че», поскольку здесь гораздо меньше барьеров для размещения рекламы [, чем на «Перце»]». Расчеты Media Logics этот позитив со стороны рекламодателей, однако, не подтверждают.
У ТНТ, столкнувшегося в прошлом году с наибольшим оттоком зрителей, рекламный инвентарь снизился на 10%, до 148 тыс. пунктов рейтинга. У оставшихся четырех вещателей – «Первого канала», ТВ3, «ТВ Центра» и НТВ – это падение было в разы меньше.
Компенсировать сокращение инвентаря могло повышение расценок на рекламу. В федеральном эфире (без орбитальных блоков) медиаинфляция на шести основных телеканалах могла в 2016 году составить в среднем 4-6%, на всех остальных – около 5,5%, оценивает гендиректор российского офиса Etat Control International Дмитрий Кураев. Таким образом, не исключено, что рекламные доходы трех каналов – «2х2», «Че» и ТНТ – в прошлом году снизились.
Директор по корпоративным коммуникациям «Газпром-Медиа» Ирина Осадчая и пресс-секретарь «СТС Медиа» Игорь Иванов не ответили на запросы AdIndex.
В целом общие рекламные доходы всех телевещателей в 2016 году выросли. Сергей Веселов в октябре на презентации «Национального рекламного альянса» от его имени говорил о росте на 7%, до 146 млрд руб. Сходную оценку в ноябре на своей клиентской конференции давала GroupM, а аналитики ZenithOptimedia в декабре не исключали роста на 8%, до 147,6 млрд руб.
Вещатель |
Целевая аудитория* |
Ключевые показатели в 2016 году |
Изменение к 2015 году |
||||||
Среднесуточная доля** целевой аудитории (%) |
Реализованный рекламный инвентарь (тыс. GRP***) |
Среднесуточная доля целевой аудитории (процентный пункт) |
Реализованный рекламный инвентарь (%) |
||||||
сентябрь-декабрь |
январь-декабрь |
сентябрь-декабрь |
январь-декабрь |
сентябрь-декабрь |
январь-декабрь |
сентябрь-декабрь |
январь-декабрь |
||
Каналы, обслуживаемые группой «Видео Интернешнл» (Vi) | |||||||||
Россия | Зрители старше 25 лет | 14,8 | 14,0 | 81,364 | 216,331 | 0,8 | 0,2 | 8 | 9 |
Первый канал | Зрители 14-59 лет | 11,5 | 11,6 | 58,895 | 169,291 | -1,4 | -1,1 | -15 | -3 |
Пятый канал | Зрители 25-59 лет | 5,9 | 5,9 | 34,177 | 96,134 | 0 | 0,1 | 3 | 3 |
РЕН ТВ | Зрители 25-54 лет | 6,2 | 6,1 | 32,493 | 88,726 | 0,9 | 1,1 | 14 | 19 |
ТВ3 | Зрители 25-59 лет | 3,6 | 3,5 | 23,521 | 67,261 | 0,3 | 0,1 | 8 | -2 |
ТВ Центр | Зрители старше 18 лет | 3,5 | 3,7 | 19,376 | 57,076 | -0,2 | 0 | -12 | -2 |
Звезда | Зрители старше 18 лет | 2,4 | 2,5 | 15,614 | 46,986 | 0 | 0 | -2 | 12 |
Ю | Женщины 14-39 лет | 2,3 | 2,5 | 14,039 | 43,936 | -0,5 | -0,2 | -13 | 4 |
Пятница | Зрители 14-44 лет | 2,9 | 2,9 | 13,383 | 39,960 | 0,3 | 0,2 | 8 | 3 |
Disney | Зрители 10-45 лет | 2,4 | 2,2 | 14,435 | 37,447 | 0,2 | 0 | 8 | 1 |
Карусель**** | Зрители 4-45 лет | 4,5 | 4,6 | 12,783 | 27,228 | 0,6 | 1,1 | -- | -- |
Муз ТВ**** | Зрители 11-34 лет | 1,3 | 1,3 | 7,241 | 21,829 | 0,3 | 0,4 | -- | -- |
Россия 24**** | Зрители старше 18 лет | 2,2 | 2,4 | 10,870 | 21,010 | -0,5 | -0,5 | -- | -- |
Каналы, консультируемые группой «Видео Интернешнл» (Vi) | |||||||||
СТС | Зрители 10-45 лет | 9,1 | 8,8 | 40,993 | 115,146 | 0,9 | 0,8 | 11 | 10 |
Домашний | Женщины 25-59 лет | 3,4 | 3,8 | 22,693 | 71,782 | -0,3 | 0,3 | -5 | 10 |
Че | Зрители 25-49 лет | 1,5 | 1,6 | 8,162 | 24,895 | -0,1 | -0,3 | -9 | -13 |
CTC Love | Зрители 11-34 лет | 1,3 | 1,3 | 5,399 | 15,742 | 0,2 | 0,3 | 24 | 32 |
Каналы, обслуживаемые сейлз-хаусом «Газпром-Медиа» | |||||||||
НТВ | Зрители старше 18 лет | 9,5 | 9,8 | 68,401 | 202,574 | -1,1 | -0,9 | -7 | -2 |
ТНТ | Зрители 14-44 лет | 11,7 | 11,4 | 52,676 | 147,992 | -1 | -1,4 | -10 | -10 |
Матч ТВ***** | Мужчины 25-59 лет | 2,7 | 3,1 | 11,944 | 39,892 | -0,3 | -0,5 | 3 | 9 |
ТНТ4****** | Зрители 14-44 лет | 1,6 | 1,3 | 6,784 | 15,454 | -- | -- | -- | -- |
2х2****** | Зрители 11-34 лет | 1,7 | 1,7 | 5,190 | 14,757 | -0,6 | -0,6 | -47 | -41 |
* Аудитория, по которой продается реклама. Данные по
среднесуточной доле и реализованному рекламному инвентарю приводятся в целевой
аудитории каждого вещателя, актуальной на 2016 год (в 2017-м целевую аудиторию
сменили «Ю», «Муз ТВ», «Матч ТВ»).
** Выраженное в процентах соотношение зрителей данного канала ко всем, кто за
отчетный период смотрел телевизор.
*** GRP – пункт рейтинга; условная единица при продаже телерекламы. Отражает
количество зрителей, увидевших стандартный 30-секундный ролик. Данные приведены
для обычных рекламных роликов и спонсорских заставок.
**** Реклама в федеральном эфире «Карусели» и «Муз ТВ» продается по пунктам
рейтинга с января, «России 24» – с апреля 2016 года.
***** «Матч ТВ» вещает на эфирных частотах «России 2» с ноября 2015 года.
Среднесуточная доля и реализованный инвентарь сравниваются с показателями
«России 2» в той же целевой аудитории.
****** С января 2016 года на эфирных частотах «2х2» вещает новый канал ТНТ4,
«2х2» сейчас распространяется в кабельных сетях.
Источники: Mediascope, Media Logics