22 Апреля 2016 | 16:21

Уральские миллиардеры хотят купить крупнейший радиохолдинг страны

Совладельцам и топ-менеджерам Уральской горно-металлургической компании Игорю Кудряшкину, Андрею Бокареву и Андрею Козицыну мало одного запущенного в Москве «Нового радио». Они хотят получить контроль над «Европейской Медиагруппой», управляющей сетями «Европа Плюс», «Дорожное радио», «Ретро FM» и др.

Картинка Уральские миллиардеры хотят купить крупнейший радиохолдинг страны

В Федеральную антимонопольную службу поступило ходатайство  зарегистрированного в Верхней Пышме Свердловской области ООО «Мелодия» на согласование сделки по приобретению 74,99% ООО «СДС Медиахолдинг», сообщил представитель ведомства.

Что покупают

Зарегистрированное в Москве ООО «СДС Медиахолдинг» – головная структура «Европейской Медиагруппы», управляющей сетями «Европа Плюс», «Дорожное радио», «Ретро FM», «Радио 7 на семи холмах», «Спорт FM» и «Радио для друзей». Учредителями головного ООО, по данным ЕГРЮЛ на февраль 2016 года, являются Михаил Федяев (50%) и близкие родственники бывшего депутата Госдумы Владимира Гридина: Андрей Гридин (37,5%) и Светлана Гридина (12,5%).

Михаил Федяев и Владимир Гридин – основатели и совладельцы базирующего в Кемерово промышленного холдинга «Сибирский деловой союз». В последнем рейтинге богатейших бизнесменов России, составленном в этом месяце журналом Forbes, Владимир Гридин занимает 189-е место с состоянием $400 млн. Михаил Федяев в этом году в рейтинг, «входный билет» в который равнялся $350 млн, не попал. В предыдущем топ-200 он находился на 189-м месте с состоянием, оцененным тогда в те же $400 млн (его партнер Владимир Гридин тогда был на 162-м месте с $500 млн).

Владельцами «Европейской Медиагруппы» г-да Гридин и Федяев стали в декабре 2011 года, когда структуры «Сибирского делового союза» выкупили всю группу у французской Lagardere за $162 млн (на счетах компании тогда было $12 млн, так что в итоге реально за «Европейскую Медиагруппу» было заплачено $150 млн). Перед этим «Сибирский деловой союз» приобрел примерно за $10 млн вещавший в столице «Радио Спорт», который позже был интегрирован в приобретенный радиохолдинг и на базе которого к сочинской Олимпиаде была запущена сеть «Спорт FM». А в 2014 году «Европейская Медиагруппа» приобрела вторую по популярности после «Европы Плюс» федеральную радиосеть – «Дорожное радио». Сумма сделки не раскрывалась. По экспертным оценкам, за «Дорожное радио» его основатели могли получить $60-70 млн. Под сделку был привлечен кредит: ООО «Европейская Медиа Группа», как свидетельствуют ЕГРЮЛ, по октябрь 2018 года находится в залоге у ПАО «АО Росбанк».

Сама «Европейская Медиагруппа» на своем сайте называет себя крупнейшим негосударственным российским радиовещательным холдингом. Еженедельно станции группы слушают, по данным TNS Russia за июль-декабрь 2015 года, 42,1 млн человек, или почти 67% населения, проживающего в крупных городах.

Ежедневная всероссийская аудитория «Европы Плюс» в июль-декабре 2015 года, по данным TNS Russia, превышала 11,3 млн человек старше 12 лет, «Дорожного радио» – 10,2 млн, «Ретро FM» – 7,8 млн, «Радио 7 на семи холмах» – 2,5 млн, «Спорт FM» – 1,2 млн. Для сравнения: аналогичный показатель «Авторадио», флагманской радиостанции «Газпром-Медиа», – 9,7 млн, «Русского радио», флагманского формата «Русской Медиагруппы», – 9,4 млн.

«Европейская Медиагруппа» свои финансовые показатели не раскрывает. В 2014 году, по оценке AdIndex и РБК, холдинг мог заработать на сетевой и московской рекламе почти 4,5 млрд руб. с НДС (с учетом бартера). По этому показателю «Европейская Медиагруппа» также является лидером рынка.

Кто покупает

ООО «Мелодия» из Верхней Пышмы Свердловской области, как следует из ЕГРЮЛ, было зарегистрировано в апреле 2016 года. Учредителями общества, чей адрес совпадает с адресом штаб-квартиры Уральской горно-металлургической компании (УГМК), являются Андрей Бокарев (10%), Андрей Козицын (30%) и Игорь Кудряшкин (60%). Это совладельцы УГМК, г-да Козицын и Кудряшкин также являются и ее топ-менеджерами: соответственно гендиректором и коммерческим директором. Все они давние партнеры президента и основного владельца УГМК Искандера Махмудова.

В последнем рейтинге российского Forbes Андрей Козицын занимает 36-е место с состоянием $2,4 млрд, Андрей Бокарев – 79-е место с $950 млн, Игорь Кудряшкин – 163-е место с $500 млн.

О своих амбициях в радиовещательном бизнесе совладельцы УГМК заявили прошлой осенью. Тогда учрежденное ими ООО «Гармония» приобрело у той же «Европейской Медиагруппы» столичную частоту 98,4 FM, на которой вещало «Радио Рекорд» из Петербурга. «Бывают такие предложения, от которых невозможно отказаться, – объясняла тогда  продажу частоты президент «Европейской медиагруппы» Екатерина Тихомирова. – Я имею в виду финансовые условия сделки, которые были нам предложены». Традиционно стоимость частоты в Москве в последние десять лет оценивалась в $8-10 млн.

На приобретенной частоте совладельцы УГМК запустили в Москве «Новое радио», заниматься которым была приглашена команда из «Русского радио» во главе с его бывшим программным директором Романом Емельяновым. В январе-марте 2016 года ежедневная аудитория «Нового радио» в Москве, по данным TNS Russia, приближалась лишь к 111 тыс. человек. Для сравнения: у «Авторадио» это 972 тыс., у «Русского радио» – 915 тыс., у «Европы Плюс» – 891 тыс. слушателей.

Довольствоваться только столичной частотой совладельцы УГМК не пожелали. Уже в декабре они приобрели, как сообщала газета «Коммерсантъ», компанию-владельца частот в 15 городах, в том числе и с населением от 1 млн человек. Затем последовали покупки еще нескольких региональных компаний, владеющих местными частотами.

Кроме того, владельцы «Нового радио» получили разрешение Федеральной антимонопольной службы на покупку столичного «Радио Шоколад», бенефициаром которого является основной владелец Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин (занимает 8-е место в последнем рейтинге российского  Forbes с состоянием $9,3 млрд). Как объяснял AdIndex источник, близкий к владельцам «Нового радио», в их планах был запуск в Москве еще одного формата, сходного с «Радио Монте-Карло». Но эта сделка, как свидетельствует ЕГРЮЛ, так и не была закрыта.

Активы дешевеют

Президент «Европейской Медиагруппы» Екатерина Тихомирова передала через пресс-службу, что не считает правильным комментировать действия владельцев радиохолдинга. «Команда «Европейской Медиагруппы» как работала, так и продолжает работать над реализацией стратегии группы, направленной на дальнейший рост капитализации бизнеса, – добавила г-жа Тихомирова. – Дополнительным свидетельством преемственности в деятельности компании является тот факт, что акционеры «Сибирского делового союза» оставляют за собой 25,01% долей». Из распространненого руководством радиохолдинга сообщения среди своих сотрудников следует, что стороны уже договорились о сделке.

Пресс-служба УГМК и руководство «Сибирского делового союза» пока не ответили на запросы. Генеральный продюсер «Нового радио» Роман Емельянов отказался от комментариев.

Владельцы «Европейской Медиагруппы» уже около двух месяцев активно искали покупателей на свой бизнес, утверждает источник AdIndex на радиовещательном рынке. По его мнению, почти 75% «Европейской Медиагруппы» сейчас могут стоить в лучшем случае $85-90 млн. Пресс-служба «Европейской Медиагруппы» не ответила на вопрос о текущей справедливой стоимости бизнеса.

С декабря 2011 года, когда «Сибирский деловой союз» стал собственником «Европейской Медиагруппы», стоимость всех медиактивов, в том числе и радиовещательных, не могла не снизиться. В 2014 году рекламные доходы всех радиовещателей, по версии Ассоциации коммуникационных агентств России, выросли только на 2%, до 16,9 млрд руб., в 2015-м – уже упали на 16%, до 14,2 млрд руб.

Последняя достоверная информация о стоимости активов на радиовещательном рынке датируется прошлым годом. В апреле 2015-го основатель и основной владелец «Русснефти» Михаил Гуцериев (16-е место в последнем рейтинге Forbes с состоянием $5,9 млрд) купил «Радио Шансон». В интервью РБК бизнесмен признавался, что заплатил за эту сеть около $60 млн.

Крупнейшие радиохолдинги по аудитории в Москве 

Холдинг

Измеряемые станции

Доля слушателей станций холдинга от всех слушателей радио в целом в январе-марте 2016 года (%)

Газпром-Медиа Авторадио, Эхо Москвы, Energy, Юмор FM, Romantika, Relax FM, Like FM, Детское радио, Comedy Radio

24,2

Европейская Медиагруппа Европа Плюс, Дорожное радио, Ретро FM, Спорт FM, Радио 7 на семи холмах

13,7

ВГТРК Вести FM, Маяк, Радио России, Радио России. Культура

13,1

Русская Медиагруппа Русское радио, DFM, Радио Монте-Карло, Maximum, Hit FM

10,3

Мультимедиа Холдинг Наше радио, Best FM, Rock FM, Радио Джаз

7,9

Krutoy Media* Радио Дача, Love Radio, Такси FM

4,8

Румедиа Business FM, Радио Шоколад

3,0

Изюм* Весна FM, Восток FM, Столица FM

1,1

Другие холдинги и независимые станции  

21,9

* У холдингов один бенефициар - Михаил Гуцериев, которому также принадлежат работающие самостоятельно «Радио Шансон» и «Говорит Москва»                 

Источник: TNS Russia                    

Автор: Сергей Соболев

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.