Убыток «Первого канала» от основной деятельности приблизился к 10 млрд руб.


Медиа | 10 Апреля 2016 18:30 | 7

В кризисном 2015 году убыток «Первого канала» от основной деятельности удвоился до 9,9 млрд руб. Зато чистый убыток уменьшился на порядок, до 92 млн руб. – помогли субсидии из федерального бюджета и своевременная продажа доли в украинском телевещателе «Интер»

Лучше рынка

ОАО «Первый канал» опубликовало бухгалтерскую отчетность по РСБУ за 2015 год. Выручка вещателя в прошлом году снизилась на 12%, до 26,5 млрд руб., рекламные доходы – на 13%, до 25,4 млрд руб. Причем поступления от федеральной рекламы уменьшились на те же 13%, до 19,3 млрд руб., от региональной – на 15%, до 4 млрд руб., от спонсорства – на 6%, до 2 млрд руб.

В целом расходы на телерекламу в кризисном 2015 году упали, по версии Ассоциации коммуникационных агентств России, на 14%, до 136,7 млрд руб. Таким образом, «Первый канал» показал лучшую, чем весь телерекламный сегмент, динамику.

Для сравнения: как следует из отчетности по US GAAP американской CTC Media Inc., рекламная выручка всего холдинга «СТС Медиа», управляющего эфирными телеканалами СТС, «Домашний», «Че» и CTC Love, в прошлом году в пересчете на рубли упала на 22%, до 21 млрд руб. Рекламные поступления АО «ТВ Центр», согласно его отчетности по РСБУ, снизились на 20%, до 2,3 млрд руб. (без учета доходов от коммерческих программ и сюжетов). Есть телевещатель, который в прошлом году продемонстрировал даже рост рекламной выручки. У АО «Телерадиокомпания ВС РФ «Звезда» она, как указано в отчетности общества по РСБУ, увеличилась на 4%, до 1,4 млрд руб. (эта компания управляет еще и радиостанцией «Звезда», но основным источником дохода является телеканал).

Продажи федеральной рекламы в натуральном выражении у «Первого канала» снизились незначительно, свидетельствуют расчеты консалтинговой компании Media Logics на основе TNS Russia. Реализованный рекламный инвентарь «Первого канала» в его целевой аудитории уменьшился только на 1%, до 175 тыс. пунктов рейтинга (условная единица при продаже телерекламы; отражает количество зрителей, увидевших стандартный 30-секундный ролик).

У «ТВ Центра» в его целевой аудитории инвентарь вырос на 7%, до 58,4 тыс. пунктов рейтинга, у «Звезды» – на 27%, до 42,1 тыс. пунктов рейтинга. Флагманский канал «СТС Медиа» – СТС – в прошлом году терял зрителей, из-за чего его инвентарь снизился сразу на 22%, до 104,9 тыс. пунктов рейтинга. Сократился инвентарь и на канале «Че» – на 9%, до 28,6 тыс. пунктов рейтинга.

Вовремя продал

На фоне падения рекламных доходов «Первый канал» в кризисном 2015 году не сокращал, а, наоборот, увеличивал расходы. Себестоимость продаж, как следует из отчетности общества, выросла почти на 6%, до 36,4 млрд руб. В результате и валовый убыток, и убыток от продаж (иными словами, убыток от основной деятельности) вещателя удвоился: с 4,3 млрд руб. в 2014-м до 9,9 млрд руб. в 2015-м.

Операционно «Первый канал», как свидетельствует его бухгалтерская отчетность, убыточен уже не первый год, но до 2013 года фиксировать чистую прибыль помогала господдержка. Последние три года ее размер уже не покрывает убыток от основной деятельности. В 2013 году чистый убыток ОАО «Первого канала» по РСБУ достиг почти 1,8 млрд руб., в 2014-м – 938 млн руб. По итогам 2015-го чистый убыток снизился уже на порядок и равняется всего 92 млн руб.

Такое резкое снижение можно объяснить двумя факторами. Во-первых, заметно увеличилась господдержка. Отраженные в финансовых результатах субсидии из федерального бюджета в 2015 году выросли на 28%, до 5,2 млрд руб.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности само общество уточняет, что на распространение сигнала «Первого канала» в городах с населением менее 100 тыс. человек в 2015 году из федерального бюджета было выделено 4,2 млрд руб. против менее 4 млрд руб. годом ранее. Выделены были в прошлом году «Первому каналу» из федерального бюджета и 3,5 млрд руб. субсидий в качестве компенсации на приобретение и производства контента. Часть этой суммы вместе с уже упомянутыми 4,2 млрд руб. на распространение сигнала и составляет те самые 5,2 млрд руб., указанные в бухгалтерском балансе.

Примечательно, что еще 6 млн руб. «Первый канал» получил из федерального бюджета на производство видеороликов с условными названиями «Крым» и «Сочи».

Во-вторых, существенно улучшила финансовое состояние «Первого канала и продажа принадлежавших ему 29% украинского телевещателя «Интер». В феврале 2015 года было объявлено, что Group DF Дмитрия Фирташа выкупила этот пакет по рыночной цене - за $100 млн. Перед этим украинские депутаты внесли в Верховную раду законопроект, запрещающий инвесторам из России - по мнению украинских парламентариев, страны-агрессора – быть собственниками украинских телерадиокомпаний.

Платеж на $100 млн растянут на пять лет, указано в отчетности «Первого канала». Но почти 6,9 млрд руб. от реализации 29% частного акционерного общества «Телеканал «Интер» уже включены с раздел «Прочие доходы» за прошлый год.

В целом «Прочие доходы» в первую очередь благодаря увеличению господдержки и продажи акций «Интера» выросли в 2015-м до 12,9 млрд руб. против 4,6 млрд руб. годом. При этом «Прочие расходы» выросли менее существенно: с 1,3 млрд руб. в 2014-м до 2,5 млрд руб. в 2015-м. В результате разрыв между «прочие доходами» и «прочими расходами» и позволил ОАО «Первый канал» показать символический чистый убыток.

В дирекции общественных связей «Первого канала» пока не прокомментировали финансовые результаты головной компании по РСБУ.

Акционерами «Первого канала» являются Росимущество (38,9%), ФГУП ИТАР-ТАСС (9,1%), ФГУП «Телевизионный технический центр» (3%), принадлежащее «Национальной Медиа Группе» ООО «Растрком-2002» (25%) и учрежденное Романом Абрамовичем ООО «ОРТ-КБ» (24%).

Ключевые финансовые показатели медиакомпаний  

Компания

Результат в 2015 году (млрд руб.)

Изменение к 2014 году (%)

выручка рекламная выручка операционная прибыль* чистая прибыль выручка рекламная выручка операционная прибыль* чистая прибыль
Компании с отчетностью по МСФО или US GAAP
«Газпром-Медиа» 73,581 57,259 3,529 -2,636 2 3 -50 26
«СТС Медиа»** 21,496 20,964 0,282 -29,875 -22 -22 -95  --***
Компании с отчетностью по РСБУ
ОАО «Первый канал» 26,495 25,353 -9,939 -0,092 -12 -13 130 -90
ОАО «НТВ Плюс»**** 15,975

 --

2,096 1,901 82

 --

 --***

 --***

АО «ТВ Центр»***** 2,710 2,252 -3,828 0,333 -9 -20 14 367
ОАО "Телерадиокомпания ВС РФ «Звезда» 1,396 1,376 -1,759 0,254 4 4 53 -10

* Для компаний с отчетностью по РСБУ указана прибыль (убыток) от продаж.        
** Приведены результаты из отчетности американской CTC Media Inc., ранее головной компании для всей «СТС Медиа». Приведенные в долларах США данные пересчитаны по среднему курсу ЦБ за 2015 и 2014 годы. В «СТС Медиа» настаивают, что чистый убыток  CTC Media Inc. отражает списание 75% операционного бизнеса «СТС медиа» в результате сделки с ЮТВ и не отражает реального положения вещей.        
*** Сравнение не корректно: у компаний, зафиксировавших в 2015 году убыток, годом ранее была прибыль; для компаний, зафиксировавщих в 2015 году прибыль, годом ранее, наоборот, был убыток.        
**** Компания входит в холдинг «Газпром-Медиа» и ее результаты учтены в консолидированной отчетности всего холдинга.        
***** В рекламной выручке «ТВ Центра» не учтены коммерские программы и сюжеты, доходы от которых в 2015 году составили почти 23,9 млн руб.        
Источники: данные компаний и их владельцев, расчеты AdIndex        

 

Автор: Сергей Соболев

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.
Свежие вакансии в рекламе, маркетинг, PR и digital в нашем новом Telegram-канале — «Больше Джобсов».


последние новости

Комментарии

Дм. (Гость) | 10.04.2016, 19:27
Ни копья им не давать! Или пусть единоросы из своих взносов скидываются!
)) (Гость) | 10.04.2016, 19:28
За наш счет нас же и охмуряют.
(( (Гость) | 11.04.2016, 11:15
меньше пропаганду надо гнать
Слим (Гость) | 11.04.2016, 11:59
> СТС – в прошлом году терял зрителей, из-за чего его инвентарь снизился сразу на 22%, до 10,4 тыс. пунктов рейтинга Ничего не перепутали? Может все-таки до 104 тыс. пунктов рейтинга?
Администратор | 11.04.2016, 12:06
да, запятая уехала. поправили, спасибо
ватник-колорад (Гость) | 11.04.2016, 13:32
Государство является акционером, поэтому логично что оно вкладывает деньги в предприятие.
маша (Гость) | 12.04.2016, 07:56
точно!

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 41

Спецпроекты

Инфотека. Финансовые отчёты компании, прогнозы рынка, аналитика, руководства по маркетинговым инновациям и многое другое.

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама