Телевещатели возрождают мегапродавца рекламы
Владельцы 12 эфирных федеральных телеканалов в очередной раз предпринимают попытку создать на базе группы «Видео Интернешнл» и сейлз-хауса «Газпром-Медиа» мегапродавца телерекламы. На этот раз среди учредителей не заявлен гендиректор «Видео Интернешнл» Сергей Васильев
Снова вместе
ВГТРК, «Первый канал», «Газпром-Медиа» и «Национальная Медиа Группа» вновь договорились об объединении рекламных продаж. Сообщение о создании совместной компании, которая будет реализовывать их рекламные возможности, опубликовано на сайте «Национальной Медиа Группы». Представители «Первого канала», ВГТРК и «Газпром-Медиа» подтвердили эту информацию.
Компания, уточняется в пресс-релизе, будет создана на паритетной основе: каждый из учредителей получит по 25%.
Сейчас рекламу в эфире каналов ВГТРК («Россия», «Россия 24»), «Национальной Медиа Группы» (РЕН ТВ и «Пятый»), а также «Первого канала» продает группа «Видео Интернешнл» (Vi). На большинстве каналов «Газпром-Медиа» – НТВ, ТНТ, «Матч ТВ», «2х2» и ТНТ4 – собственный сейлз-хаус холдинга. Но в эфире ТВ-3 и «Пятницы» рекламу по 2017 год размещает Vi. Она также обслуживает ЮТВ («Ю», Disney, «Муз ТВ»), «ТВ Центр», «Звезду», Discovery Channel, «Карусель» и целый пул тематических каналов.
Кроме того, Vi оказывает так называемые консультационные услуги холдингу «СТС Медиа» (СТС, «Домашний», «Че» и CTC Love). Вознаграждение за них практически равно комиссии за полноценный сервис. Основным владельцем «СТС Медиа» сейчас является ЮТВ Алишера Усманова и Ивана Таврина. Эта компания среди учредителей альянса не упомянута. Зато в официальном сообщении уточняется, что в альянс впоследствии может войти «СТС Медиа».
Представители ВГТРК и «Национальной Медиа Группы» переадресовали вопросы AdIndex о судьбе действующих договоров с Vi в пресс-службу селлера. Представитель Vi Елизавета Свиридова не ответила на запрос.
«Все обязательства, которые взял на себя сейлз-хаус «Газпром-Медиа» перед рекламодателями, будут выполнены», – была лаконична директор по корпоративным коммуникациям «Газпром-Медиа» Ирина Осадчая.
«Надеюсь, про нас не забудут, и наш контракт с Vi перейдет к мегапродацу», – говорит топ-менеджер одного из каналов, не заявленных как учредитель нового сейлз-хауса.
До завершения реструктуризации некогда головной для «СТС Медиа» американской компании CTC Media Inc., чьи акции торгуются на NASDAQ, холдинг не имеет возможности обсуждать вопрос вступления в альянс, говорит пресс-секретарь «СТС Медиа» Игорь Иванов.
Попытка № 2
«Дежа вю», – неофициально прокомментировал заявление о создании нового мегапродавца телерекламы руководитель одного из телевизионных холдингов. Попытка создать мегапродавца телерекламы уже предпринималась осенью 2014 года. Тогда учредителями объединенного сейлз-хауса наряду с ВГТРК, «Первым каналом», «Газпром-Медиа» и «Национальной Медиа Группой» стал и гендиректор Vi Сергей Васильев. Каждая из пяти сторон получила по 20% в специально созданной компании «Эн Виай».
В результате к январю 2015 года продажи всех эфирных телеканалов за исключением НТВ и ТНТ перешли к структурам «старой» Vi. Отставка Михаила Лесина с поста предправления «Газпром-Медиа» в декабре того года перечеркнула планы по созданию мегапродавца. Рекламу в эфире НТВ и ТНТ стал продавать возрожденный сейлз-хаус «Газпром-медиа».
При этом «Газпром-Медиа» стал единственным холдингом, который в прошлом году вышел из учредителей «Эн Виай». Сейчас владельцем пакета, ранее принадлежавшего ОАО «Газпром-Медиа Холдинг», выступает само ООО «Эн Виай», свидетельствует ЕГРЮЛ.
Про роль и место топ-менеджмента Vi в очередном мегапродавце телерекламы в сообщении ничего не говорится.
Заместитель руководителя Федеральной антимопонольной службы Андрей Кашеваров напомнил AdIndex, что в 2014 году согласия его ведомства при создании мегапродавца не требовалось. Но, отметил г-н Кашеваров, ФАС тогда сама предупредила учредителей «Эн Виай», что доля новой структуры на всем российском рекламном рынке может превысить 35%, поэтому, если будет выявлено злоупотребление доминирующим положением, служба будет обязана пресечь это нарушение. Новую инициативу телевещателей чиновник комментировать отказался, так как пока не знаком с ее деталями.
Представители крупнейших рекламных холдингов – Vivaki Russia, АДВ, Group M, Dentsu Aegis Network, Media Direction Group, Media Arts и Twiga – либо не ответили на просьбу оценить инициативу телевещателей, либо отказались от комментариев. Лишь вице-президент по развитию бизнеса OMD OM Group Ольга Барская отметила, что теперь следует ожидать «более плотной координации ценовой политики» телеканалов.
Наличие двух сейлз-хаусов оставляет сейчас покупателям телерекламы хоть какую-то возможность для маневра. Например, как следует из данных консалтинговой компании Media Logics, уже третий год подряд концерн Unilever, входящий в топ-20 крупнейших рекламодателей страны, закупает на каналах, которые продает сейлз-хаус «Газпром-Медиа», менее 10% инвентаря. А в январе этого года на каналах сейлз-хауса «Газпром-Медиа» вовсе не было рекламы другого крупного рекламодателя – Berlin Chemie.
Рекламодателям при одном продавце телерекламы будет «несладко», пессимистичен руководитель одного из агентств.
Кто возглавит?
В предыдущий раз мегапродавца телерекламы должен был возглавить гендиректор Vi Сергей Васильев. И на этот раз управлять объединенным сейлз-хаусом будет команда Vi, знает топ-менеджер одной из рекламных групп. При этом он и руководитель еще одной медиакомпании говорит, что, если на этот раз мегапродавец будет создан, то велика вероятность, что его руководителем станет Оганес Соболев.
Г-н Соболев – один из основателей Vi. На декабрь 2004 года ему принадлежало напрямую, по данным ЕГРЮЛ, 13,5% головного для всей группы ЗАО «Группа компаний «Видео Интернешнл». Больший пакет – 33% - был только у вдовы Юрия Заполя. Сергею Васильеву тогда принадлежало 6%. Но в 2010 году основатели и топ-менеджеры Vi на фоне принятых тогда законодательных ограничений продали весь бизнес структурам, связанным с банком «Россия» и его учредителями.
Оганес Соболев долгое время был заместителем гендиректора Vi и курировал, в частности, ее международный бизнес. Но после смены собственников Vi он покинул группу и занялся собственными проектами. Например, вместе с бывшим топ-менеджером News Corp. Мартином Помпадуром он занимался поставками видеоконтента из США в Китай.
Отношения между Оганесом Соболевым и Сергеем Васильевым опрошенные сотрудники рекламных агентств характеризуют как «мягко говоря, непростые».
В декабре 2014 года г-н Соболев стал гендиректором Индустриального комитета по телеизмерениям, учрежденного в 2013-м ВГТРК, «Первым каналом», «Национальной Медиа Ггруппой» и «Газпром-медиа». Комитет осенью 2014 года так и не смог закончить тендер по выбору измерителя российской телеаудитории на ближайшие десять лет. Тем самым дальнейшее существование самого комитета стало бессмысленным. Однако, судя по новостям на сайте, какую-то деятельность под руководством нового гендиректора объединение все-таки ведет.
Оганес Соболев не ответил на звонки корреспондента AdIndex.
Как устроены продажи рекламы в федеральном телеэфире
Вещатель |
Целевая аудитория* |
Реализованный рекламный инвентарь в январе-феврале 2016 года (тыс. GRP**) |
Изменение к аналогичному периоду 2015 года (%) |
Каналы, обслуживаемые группой Vi | |||
«Россия» |
Зрители старше 25 лет |
40,432 | 22 |
«Первый канал» |
Зрители 14-59 лет |
31,674 | 12 |
«Пятый канал» |
Зрители 25-59 лет |
17,048 | 12 |
РЕН ТВ |
Зрители 25-54 лет |
16,140 | 49 |
ТВ3 |
Зрители 25-59 лет |
11,860 | -9 |
«ТВ Центр» |
Зрители старше 18 лет |
11,367 | 28 |
«Звезда» |
Зрители старше 18 лет |
8,565 | 60 |
«Ю» |
Женщины 14-39 лет |
7,979 | 36 |
«Пятница» |
Зрители 14-44 лет |
7,015 | 14 |
Disney |
Зрители 10-45 лет |
6,170 | 8 |
«Карусель»*** |
Зрители 4-45 лет |
4,601 | -- |
«Муз ТВ»*** |
Зрители 11-34 лет |
3,035 | -- |
Каналы, консультируемые группой Vi | |||
СТС |
Зрители 10-45 лет |
22,241 | 11 |
«Домашний" |
Женщины 25-59 лет |
13,374 | 21 |
«Че»**** |
Зрители 25-49 лет |
4,356 | -9 |
CTC Love |
Зрители 11-34 лет |
2,744 | 87 |
Каналы, обслуживаемые сейлз-хаусом «Газпром-Медиа» | |||
НТВ |
Зрители старше 18 лет |
38,818 | 13 |
ТНТ |
Зрители 14-44 лет |
28,421 | 20 |
«Матч ТВ»***** |
Мужчины 25-59 лет |
6,129 | 10 |
ТНТ4****** |
Зрители 14-44 лет |
1,476 | -- |
«2х2»****** |
Зрители 11-34 лет |
1,748 | -40 |
* Аудитория, по которой продается реклама. Данные по
реализованному рекламному инвентарю приводятся для целевой аудитории
каждого вещателя. Если канал в предыдущие годы менял свою целевую аудиторию,
приводится разница между инвентарем, реализованном для новой и старой
аудитории.
**GRP - пункт рейтинга; условная единица при продаже телерекламы. Означает
количество зрителей, увидевших стандартный 30-секундный
ролик.
*** Реклама в эфире «Карусели» и «Муз ТВ» продается по пунктам рейтинга с
января 2016 года.
**** Канал «Че» был запущен в середине ноября 2015 года на частотах
«Перца».
***** «Матч ТВ» вещает на эфирных частотах "России 2» с ноября 2015 года.
Реализованный инвентарь сравнивается с показателями "России 2" в той же целевой
аудитории.
****** С января 2016 года на эфирных частотах "2х2" вещает новый канал ТНТ4,
"2х2" сейчас распространяется в кабельных сетях.
Источник: Media Logics на основе телеизмерений
TNS