Владелец «Из рук в руки» нашел способ обойти закон об иностранцах в СМИ


Медиа | 28 Апреля 2015 15:03 | 2

Владелец «Из рук в руки» нашел способ обойти закон об иностранцах в СМИ
Источник: РБК
В России нашлась медиакомпания с иностранным участием, которую не пугает запрет иностранцам с 2016 года владеть более 20% в российских СМИ. Это «Пронто-Москва», известная раньше как издатель газеты «Из рук в руки»

Зарегистрированная в Нидерландах компания Trader Media East, владелец российской «Пронто-Москва», в понедельник опубликовала годовой отчет. В нем компания среди прочего дала свое разъяснение по принятым в прошлом году поправкам в российский закон «О СМИ».

Trader Media East — публичная компания, чьи депозитарные расписки торгуются на Лондонской фондовой бирже. При этом с 2007 года основным владельцем голландской компании является Dogan Group, крупный турецкий холдинг с выручкой более $1,5 млрд в 2014 году (его подразделению, ранее существовавшему как самостоятельная компания Dogan Yayin Holding, принадлежит, в частности, одна из самых известных газет Турции Hurriyet). У структур Dogan Group​ на 31 декабря 2014 года было почти 78,6% акций Trader Media East, остальные 21,4% — у держателей расписок.

Раньше Trader Media East, специализирующаяся на выпуске рекламно-информационных изданий (классифайдов), управляла компаниями в нескольких странах Восточной Европы, но к 2014 году ее единственным активом осталась российская «Пронто-Москва». Эта компания известна в первую очередь как издатель рекламно-информационной газеты «Из рук в руки» в России, Белоруссии и Казахстане. Назначенный весной прошлого года гендиректором «Пронто-Москва» Николас Дадиани стал и гендиректором всей Trader Media East.

По сути, Trader Media East — вторая публичная медиакомпания России после телевизионного холдинга «СТС Медиа». Впрочем, вниманием инвесторов бумаги издателя «Из рук в руки» не пользуются. Последний раз интерес к распискам Trader Media East был зафиксирован в декабре 2013 — январе 2014 года. С тех пор рыночная стоимость одной расписки неизменно равняется $4,4 за бумагу. Прошлой осенью компания провела допэмиссию, и сейчас ее капитализация составляет $264 млн.

Бумага и интернет

Наряду с изданием газеты «Из рук в руки» и приложений к ним «Пронто-Москва» управляет также сайтами irr.ru и job.ru. По итогам 2014 года на выпуске газет компания заработала $38,1 млн, из них $29,1 млн в России, $9 млн — в Белоруссии и Казахстане, указано в отчетности Trader Media East. Интернет-проекты обеспечили «Пронто-Москва» $25,2 млн доходов. Из них в России было заработано $22,7, млн, в сопредельных странах — $2,5 млн.

Таким образом, интернет-бизнес обеспечил по итогам прошлого года почти 40% всей выручки «Пронто-Москва». Причем доходы от прессы в 2014 году упали в долларовом исчислении почти на 43%, от интернета — только на 15%. В пересчете на рубли это соответственно падение на 30% и рост почти на 3%. Но операционно прибыльно по итогам года было все-таки издание газет, следует из отчетности Trader Media East. У этого направления EBITDA составила $0,4 млн, тогда как аналогичный показатель интернет-проектов по итогам года был отрицательным — минус $0,1 млн.

В прошлом марте ежедневная всероссийская аудитория сайта irr.ru, по данным TNS Russia, равнялась почти 363 тыс. человек 12–64 лет, job.ru — 269 тыс. Последние данные TNS по аудитории газеты «Из руки в руки» датируются маем—октябрем 2013 года: усредненное число читателей одного номера издания в городах с населением свыше 100 тыс. человек приближалось к 1,9 млн человек старше 12 лет.

Уже не СМИ

Комментируя принятые в прошлом году поправки в закон «О СМИ», которые с 2016 года запрещают иностранцам владеть 20% и более в учредителе любого СМИ, Trader Media East сетует, что под это определение подпадают и рекламно-информационные издания, хотя они и не занимаются производством контента.

Но, указывает компания в своей отчетности, весь онлайн-бизнес «Пронто-Москва» еще 24 октября 2014 года был выведен из-под влияния Роскомнадзора. Как пояснил РБК Николас Дадиани, у сайтов irr.ru и job.ru была аннулированы свидетельства о регистрации СМИ. Таким образом, вступающие в силу в 2016 году ограничения для иностранных владельцев российских СМИ на irr.ru и job.ru не распространяются.

Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский в понедельник вечером не ответил на звонок корреспондента РБК. В реестре наименований зарегистрированных СМИ, который ведет Роскомнадзор, никакой информации о сетевых изданиях irr.ru и job.ru нет.

При этом у газеты «Из рук в руки» есть свидетельство о регистрации СМИ — ПИ № ФС 77-45493 от 22 июня 2011 года. Учредителем газеты заявлено ООО «Пронто-Москва», территория распространения ограничена столицей и Московской областью. Кроме того, в реестре фигурируют еще десятки свидетельств о регистрации локальных версий «Из рук в руки»: в Смоленске, Сыктывкаре, Набережных Челнах, Челябинске, Магнитогорске и т.д.

Но «Пронто-Москва» еще весной 2014 года заявила, что намерена со временем полностью отказаться от газетного бизнеса. В марте этого года был прекращен выпуск «Из рук в руки» в столице. «Бумажная газета в Москве стала убыточной, тем более что она приносила только 10% общей выручки компании, — объяснял в интервью РБК Дадиани. — Мы обсуждали вариант закрытия издания в столице еще в конце прошлого года, но финальное решение было принято на этапе бюджетирования, в феврале». После этого «Пронто-Москва» объявила, что во всех других городах издание газеты будет передано местным партнерам по франчайзинговой модели.

В отчетности Trader Media East уточняется, что «Пронто-Москва» снизит доли в своих региональных «дочках» до неконтрольных или ликвидирует эти компании, передав операционный бизнес в новые структуры, независимые от «Пронто-Москва». В результате работу потеряют более 1 тыс. человек, которым до конца 2015 года придется выплатить $0,7 млн компенсации, оценивает Trader Media East.

Зато после полного отказа от газетного бизнеса в пользу интернета «Пронто-Москва» не ощутит на себе никаких последствий принятых поправок в закон «О СМИ». Дидиани, впрочем, утверждает, что решение аннулировать регистрацию СМИ для irr.ru и job.ru не было связано с введенными для иностранных инвесторов ограничениями: «Онлайн-классифайды в свое время были зарегистрированы как СМИ по ошибке, они не производят контент и поэтому не должны считаться СМИ».​

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.
Свежие вакансии в рекламе, маркетинг, PR и digital в нашем новом Telegram-канале — «Больше Джобсов».


Источник: РБК

последние новости

Комментарии

Сергей (Гость) | 28.04.2015, 16:02
Ну и правильно, какой там у них контент
икс (Гость) | 28.04.2015, 16:36
хитрый

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 41

Спецпроекты

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама