29 Сентября 2014 | 09:22

Издатель Forbes уведомил о 20-процентном барьере Ангелу Меркель

Госдума приняла поправки в закон «О СМИ», запрещающие иностранцам с 2016 года владеть свыше 20% в любых российских СМИ. Обсуждение этих ограничений вышло на международный уровень: Российско-германская внешнеторговая палата проводит «интенсивные политические консультации», а руководство ИД Axel Springer, как утверждают источники РБК, уведомило о поправках канцлера Германии Ангелу Меркель. Издатели тем временем успокаивают рекламодателей, уверяя, что на бизнесе ограничения почти не скажутся

Картинка Издатель Forbes уведомил о 20-процентном барьере Ангелу Меркель

Уложились в десять дней

На пленарном заседании в пятницу, 26 сентября, второе и третье чтения поправок в закон «О СМИ» заняли не больше десяти минут. За законопроект, который 17 сентября в Госдуму внесли Вадим Деньгин из ЛДПР, Владимир Парахин из «Справедливой России» и Денис Вороненков из КПРФ, во втором чтении проголосовали 375 депутатов, в третьем – 430. Первое чтение состоялось 23 сентября, тогда поправки поддержали 434 законодателя.

Поправки с февраля 2016 года запрещают иностранцам владеть от 20% и более в учредителе любого российского СМИ, а также прямо или косвенно управлять учредителем такого СМИ. Российским конечным бенефициарам СМИ дана отсрочка до февраля 2017 года так изменить структуру собственности, чтобы они не контролировали СМИ через иностранные юрлица. Сейчас закон «О СМИ» запрещает лишь иностранцам напрямую владеть 50% и более в теле- и радиоканалах, а также компаниях, осуществляющих вещание более чем на половину субъектов РФ или территорию, на которой проживает свыше половины населения страны.

Принятые поправки затрагивают прежде всего три медиасегмента. В эфирном телевидении это каналы СТС, «Домашний» и «Перец», входящие в холдинг «СТС Медиа», 37,9% которого принадлежит шведской Modern Times Group, а около 36% находятся в свободном обращении на NASDAQ. Еще одним таким эфирным каналом является Disney, в котором 49% владеет американская Walt Disney Co. Второй сегмент – тематическое ТВ, распространяющееся через кабельные сети и спутник. Речь идет о русскоязычных версиях зарубежных телеканалов: Discovery, TV 1000, Nickelodeon, Sony Sci-Fi и т.д.

Наконец, западные медиакомпании доминируют сегодня в прессе. Крупнейшими издательскими домами по тиражам являются, в частности, Burda (принадлежит немецкой Hubert Burda Media), Hearst Shkulev Media (50% у американской Hearst Corp., 50% – у Виктора Шкулева), Sanoma Independent Media (100% у финской Sanoma Corp. и ее иностранных партнеров).

Пожаловались канцлеру

Именно издатели вывели вопрос о поправках и их последствиях на международный уровень. Председатель совета директоров и гендиректор немецкой Axel Springer (российское подразделение издает Forbes, OK!, Geo и др.) Матиас Депфнер сообщил о законопроекте, ставящем под угрозу бизнес компании в России, канцлеру Германии Ангеле Меркель, утверждают два источника РБК, близкие к немецким деловым кругам. В штаб-квартире Axel Springer не подтвердили и не опровергли эту информацию. Гендиректор Axel Springer Russia Регина фон Флеминг отказалась от комментариев. В посольстве Германии в РФ также предпочли не комментировать поправки.

Председатель правления Российско-германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс сообщил лишь, что палата проводит «интенсивные политические консультации и юридически-правовую экспертизу». По его словам, работа ведется с тремя крупнейшими немецкими издательскими группами: помимо Axel Springer это Hubert Burda Media и Bauer Media. Палата проведет анализ, нарушают ли поправки «договор о защите инвестиций» и какие возможные модели можно будет использовать в изменившихся условиях. В штаб-квартирах Hubert Burda Media и Bauer Media от комментариев отказались.

Соглашение «о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений» между ФРГ и еще СССР, правопреемником которого стала РФ, было подписано еще в 1989 году. «Капиталовложения и доходы от них пользуются полной защитой настоящего договора», говорится в документе. Каждая из сторон взяла на себя обязательство «не принимать дискриминационных мер в отношении… капиталовложений таких инвесторов, а также деятельности, связанной с капиталовложениями». Капиталовложения могут быть принудительно изъяты одной стороной «в общественных интересах», но только при соблюдении национального законодательства и непременно с выплатой компенсации, которая должна соответствовать реальной стоимости изъятого капиталовложения. Это норма распространяется и на «другие меры», по своим последствиям аналогичные принудительному изъятию.

Схожие международные договоры заключены и с другими странами. К примеру, соглашение между СССР и Финляндией было подписано в том же 1989 году.

Апелляция к международным соглашениям – правильный ход со стороны зарубежных медиакомпаний, считает партнер московского бюро Коллегии юристов СМИ Федор Кравченко. Но, по его мнению, вряд ли эта мера будет эффективной: поправки создают дискриминационные условия не только для инвесторов из какой-то одной страны, а для всех иностранцев сразу. Кроме того, санкции, которые первыми ввели США и ЕС, также нарушают права инвесторов.

Успокоили рекламодателей

Поправки приняты в тот момент, когда рекламодатели традиционно начинают обсуждать с медиакомпаниями и их сейлз-хаусами бюджеты на следующий год. Рекламная выручка каналов «СТС Медиа» в 2013 году составила 25,7 млрд руб., аналогичный доход Disney агентство «Квенди Русмедиааудит» оценивает примерно в 1,7 млрд руб. Всего в прошлом году рекламодатели потратили на эфирное ТВ, по версии Ассоциации коммуникационных агентств России, 152,2 млрд руб. Таким образом, на вещателей, чей бизнес так или иначе затронут будущие ограничения, приходится 18%.

Руководство «СТС Медиа», уточняет представитель холдинга, пока не давало никаких отдельных разъяснений своим партнерам и, в частности, рекламодателям, как поправки могут повлиять на бизнес. Холдинг лишь распространил на бирже в ночь с четверга на пятницу сообщение о том, что компания «внимательно следит за событиями» и «рассматривает все возможные меры», которые можно предпринять «как для соблюдения закона, если он будет принят, так и для защиты своих интересов». За четверг-пятницу акции «СТС Медиа» подешевели на 1,5%, до $8,6 за бумагу. Капитализация холдинга по итогам торгов в пятницу равнялась чуть больше $1,3 млрд. В пятницу заявление «СТС Медиа» продублировала и Modern Times Group, чьи акции торгуются на стокгольмской площадке NASDAQ OMX. По итогам торгов эти бумаги подешевели на 0,6%, до 231,2 шведской кроны. Капитализация группы составила 15,6 млрд шведских крон, или около $2,15 млрд.

На канале Disney и в Walt Disney Co. отказались от комментариев.

Для тематических телеканалов с иностранным участием вопрос рекламных доходов уже не актуален. Принятые минувшим летом поправки в другой закон – «О рекламе» – запрещают с января 2015 года рекламу на платном ТВ. Под это определение попадают все русскоязычные версии западных телеканалов, поскольку они не имеют в России лицензий на наземное эфирное вещание. В 2013 году распространяющиеся через кабельные сети каналы той же Modern Times Group (TV 1000, «TV 1000 Русское кино», Viasat History и др.) заработали на рекламе в России 103 млн шведских крон, или около 0,5 млрд руб.

В прессе компании с иностранным участием доминируют не только по тиражам, но и по рекламным сборам. В составленном отраслевым изданием AdIndex топ-15 издательских домов по рекламной выручке за 2013 год на шесть российских представительств зарубежных медиагрупп пришлось 10,7 млрд руб., или почти 55% всех доходов попавших в рейтинг компаний. Общие прошлогодние рекламные доходы прессы оцениваются в 37 млрд руб. Получается, что шесть ИД с иностранным участием контролируют почти 29% всего российского рынка периодики.

Поправки не могли не создать негативный фон при планировании маркетинговой активности на следующий год, констатирует управляющий директор OMD MD / PHD Group Денис Максимов. По его словам, клиенты обращаются с просьбами разъяснить, как поправки повлияют не только на весь рынок прессы, но и на конкретные проекты. «Какие-то изменения в уже отстроенных процессах наверняка все равно будут, поэтому издательские дома, которые затрагивают ограничения, должны быть более активны и дать более четкие разъяснения, что они намерены предпринять», – считает Максимов.

Клиенты спрашивают, что происходит, но пока никто о пересмотре бюджета на прессу не заявлял, уточняет управляющий директор агентства Kwanza Алена Былбас. Пока, по ее словам, рекламодатели планируют бюджеты на прессу на уровне этого года, которые, в свою очередь, по сравнению с 2013-м снизились минимум на 10%.

Издатели уже поспешили успокоить рекламодателей, пообещав, что поправки никак не скажутся на отношениях с клиентами. Президент ИД He­arst Shkulev Media Виктор Шкулев в минувший четверг на пресс-саммите напомнил представителям рекламных агентств, что у многих международных издательских групп есть положительный опыт работы в таких условиях – к примеру, Hearst и Conde Nast представлены в Китае, где участие иностранцев в СМИ запрещено. Поправки плохие, признал Шкулев, они создают трудности только для владельцев СМИ, сам бизнес можно перестроить по казахской модели. Про такой вариант рассказал РБК и Михаэль Хармс из Российско-германской внешнеторговой палаты.

Как уже сообщал РБК, закон Республики Казахстан «О СМИ» также запрещает иностранцам владеть более 20% в любом СМИ. Но в этом государстве иностранные инвесторы выделяют учредителя СМИ в отдельное юрлицо, на которое распространяются ограничения, а все производственные и коммерческие структуры существуют отдельно. В итоге немецкая Hubert Burda Media, как указано в ее отчетности, владеет 50% в местном ТОО «Бурда-Алатау Пресс».

В будущем поправки могут быть и вовсе смягчены, не исключил на прошлой неделе Шкулев на встрече с рекламными агентствами. Другой топ-менеджер медиакомпании с иностранным участием настроен более скептически. По его мнению, все будет зависеть от развития политической ситуации: если война санкций продолжится, то поправки будут трактоваться буквально, если политическая конфронтация сойдет на нет, принятые ограничения действительно со временем могут быть пересмотрены.

Госдума готова вернуться к корректировке закона «О СМИ», дал понять в пятницу на пленарном заседании депутат Деньгин. Правда, обращался он не к медиасообществу, а к своему коллеге Олегу Смолину из фракции КПРФ. Тот настаивал на поправке, по которой принимаемые ограничения не распространялись бы на «аполитичные каналы», которые смотрит внук Смолина. Профильный комитет по информационной политике поработает отдельно с этим предложением и, возможно, оформит его отдельным законопроектом, не исключил Деньгин.

Источник: РБК Daily

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.