Налоговые льготы могут оставить только социально ориентированным изданиям


Медиа | 26 Марта 2013 10:20:01 | 11

Вчера единороссы заявили, что налоговая политика в отношении средств массовой информации должна быть пересмотрена, в частности, лишены налоговых льгот печатные издания, за исключением "социально ориентированных" — такое понятие может появиться в федеральном законодательстве

Вчера в беседе с журналистами глава генсовета "Единой России" Сергей Неверов заявил, что не исключает появления в федеральном законодательстве понятия "социально ориентированное СМИ". "А почему бы и нет",— заявил он, отметив, что над критериями такого СМИ стоит подумать, но "главное, чтобы оно служило народу". С ним солидарна его заместитель по партии Ольга Баталина, по словам которой подобные фискальные послабления должны быть адресными и "иметь логику, почему именно это СМИ дотируется из госбюджета".

В минувшую пятницу группа депутатов-единороссов и членов "Общероссийского народного фронта" обратилась с протокольным поручением к налоговому комитету Госдумы с тем, чтобы разработать поправки к Налоговому кодексу и пересмотреть принцип предоставления льгот СМИ. Депутаты предлагают три варианта: лишение всех печатных изданий налоговых льгот, лишение льгот изданий, публикующих объявления эротического характера (изданиям рекламного или эротического характера Налоговый кодекс запрещает такие льготы), продумать участие региональных структур в определении получателей налоговой льготы в субъектах РФ, поскольку это "позволит гораздо оперативнее и с меньшими затратами устанавливать, не злоупотребляет ли издание правом на льготы по уплате НДС". Впрочем, по словам госпожи Баталиной, эти варианты стоит рассматривать не "по форме, а по смыслу".

Глава думского комитета по бюджету Андрей Макаров ("Единая Россия") пока воздержался от комментариев. А первый зампред комитета Оксана Дмитриева ("Справедливая Россия") заявила "Ъ", что поручение в комитете еще не рассмотрено. "Если дается преимущество экспортным предприятиям, то это делается вне зависимости от того, что они выпускают, а не так: если выпускаешь зеленые кофточки — дадим, а если синие и они нам не понравятся — не дадим",— сформулировала она свое отношение к инициативе единороссов.

В настоящее время печатные СМИ (за исключением эротических и рекламных изданий) платят НДС по такой же десятипроцентной ставке, что и производители так называемых социально значимых товаров — хлеба, молока, рыбы, мяса, овощей, а также детской одежды и обуви. Стандартная ставка налога на добавленную стоимость в РФ составляет 18%. Льгота, полной или частичной отмены которой добиваются единороссы, существует уже двенадцатый год — десятипроцентная ставка НДС была введена 1 января 2002 года. До этой даты газеты и журналы были освобождены от уплаты этого налога. Десятипроцентная ставка при введении стала компромиссом между тогдашней Госдумой и правительством, которое требовало полной отмены дарованной прессе в 90-е годы льготы. Предоставляя льготы СМИ в 2002 году, власти предполагали, что ставка просуществует лишь год — однако ее действие неоднократно продлевалось. Еще одна льгота СМИ, на которую могут покуситься депутаты,— пониженная ставка страховых взносов. Сейчас общая ставка этих платежей в Пенсионный фонд и в фонды социального и обязательного медицинского страхования равна 30%. Для СМИ на 2013 год она равна 28%.

Неожиданно идею пересмотреть налоговые льготы СМИ поддержал соавтор закона "О СМИ" Михаил Федотов. Он заявил "Ъ", что предложение депутатов "может быть вполне здравой идеей". По его словам, когда в 2004 году во время "монетизации льгот" был отменен закон "О господдержке СМИ и книгоиздания", президент давал поручение подумать, как компенсировать потери СМИ. "Одним из пунктов выполнения этого поручения могла бы быть реализация идеи депутатов. Помимо "большой" прессы существует "малая" пресса, которая перебивается с хлеба на воду. Даже на федеральном уровне есть масса газет и журналов, которые пишут о проблемах детей, инвалидов и коммерчески невыгодны",— напоминает он. Как вариант, господин Федотов предложил "определять социально ориентированные СМИ, используя модель закона о социально ориентированных некоммерческих организациях" (НКО).

Термин "социально ориентированный" используется в отношении части НКО, система которых проходит период реформирования. К примеру, анонсируя доклад, посвященный реформе НКО, глава созданного с подачи Кремля Фонда развития гражданского общества Константин Костин предложил для государственно-ориентированных и социально ориентированных НКО разработать режим благоприятствования: налоговые льготы, налоговые вычеты для жертвователей НКО (см. "Ъ" от 15 марта). С его точки зрения, такую практику можно было бы распространить и на СМИ. "Надо только понять, какие именно СМИ считать социально ориентированными, то есть каковы критерии — по аудитории, характеру публикуемой информации, характеру распространения",— говорит он. Кроме того, господин Костин напоминает, что налоговые льготы для СМИ вводились в конце 90-х годов, когда финансовый кризис ударил по системе распространения печатных изданий: "Сейчас другая экономическая ситуация, рекламный рынок, который является основным средством дохода СМИ, растет".

Член Общественной палаты Николай Сванидзе считает, что дифференцированный подход к налоговым льготам СМИ недопустим, поскольку даст государству дополнительные возможности для манипуляции свободой слова. "Это приведет к дальнейшему подавлению СМИ государством, поскольку четкие критерии выработать невозможно. А там, где невозможны четкие критерии, это оставляет ворота для произвола и коррупции",— полагает он. Господин Сванидзе считает, что инициатива единороссов имеет "постыдно-прикладной характер", когда законодательная инициатива "служит как дубина" и ее узкий политический смысл — наказать конкретное издание — газету "Московский комсомолец", критическая публикация которой в адрес трех представительниц фракции "Единая Россия" вызвала возмущение их соратников. Поручение о пересмотре налоговых льгот возникло на прошлой неделе после того, как единоросс Андрей Исаев и главный редактор "Московского комсомольца" Павел Гусев обменялись резкими обвинениями. В частности, в поручении депутаты отмечают, что "некоторые СМИ, принимая помощь от государства, используют предоставленные им возможности для собственной наживы, не брезгуя никакими способами получения доходов, в том числе предоставляя площади под рекламу интимных услуг". А владельцы "вышеупомянутых СМИ", по их словам, позволяют себе "вести роскошный образ жизни, покупать в Париже недвижимость класса люкс на Бульвар Ланн и тратить крупные суммы на дорогостоящие хобби типа трофейной охоты в тропиках".

Глава Союза журналистов России Всеволод Богданов заявил "Ъ", что "экономическая независимость СМИ сегодня стала практически невозможной" и Дума должна прежде всего "вернуть возможность для СМИ зависеть только от тиража, рейтинга и уважения общества".

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.


Источник: Коммерсантъ

последние новости

Комментарии

Неуловимый Джо | 26.03.2013, 10:57
Как же эта фигота едросовская свою нужность и полезность режиму доказывает.
Anonymous | 26.03.2013, 21:31
Все равно ж сольют
Anonymous | 26.03.2013, 11:08
эта баталина - ..... такая, пробы ставить негде. теперь еще и воровка оказалась - сдула диссертацию.
Anonymous | 26.03.2013, 15:45
У нее много подвигов, закон Димы Яковлева например.
Й | 26.03.2013, 12:41
Ну понятно. Социально ориентированные - это Российская газета и т.д. Всякие там Новые газеты, Нью Таймсы - это антисоциально ориентированные.
Центр "Э" | 26.03.2013, 13:07
Новая газета, Нью Таймс и т.д. - это просто таки социально вредная пресса, на нее повышенный налог нужен)
Anonymous | 26.03.2013, 14:32
Как в этой парадигме определить желтую прессу?
Anonymous | 26.03.2013, 14:49
ну че, хороший способ прижучить непокорную прессу, и повод благопристойный - социальная ориентированность.
Еcce homo | 26.03.2013, 15:48
Практически каждая инициатива, исходящая из Думы, заставляет думать - какие же они удивительные подонки и кретины.
Выжертвоюпали | 26.03.2013, 16:12
это же мы их туда пустили.не надо об этом забывать.
Еcce homo | 26.03.2013, 21:31
Ну да.

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 16361
Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров