В смете на размещение рекламы были замечены высокие цены
Провести полную проверку сметы
On-line Buying Check
19 Января 2012
Радиостанциям придется платить авторам и исполнителям в полтора раза больше
Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) согласовали с радиовещателями повышение отчислений правообладателям до докризисного уровня. Как выяснил "Ъ", ставки начнут расти уже со второго полугодия и к 2015 году увеличатся с действующих 1,4-2% выручки до 2-3%

В декабре 2011 года РАО, ВОИС и Российская академия радио (РАР; объединяет крупнейших радиовещателей) подписали протоколы, закрепляющие новый порядок расчета вознаграждения, выплачиваемого правообладателям, подтвердили гендиректор РАО и член правления ВОИС Сергей Федотов и вице-президент РАР Юрий Костин.

Сбор вознаграждения за публичное исполнение обнародованных музыкальных произведений, а также их передачу в эфир или по кабелю предусмотрен ч. 4 Гражданского кодекса РФ. РАО имеет государственную аккредитацию на осуществление такого сбора в пользу авторов, а ВОИС — в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм. Проще говоря, если радиостанция ставит в эфир песню, то, как правило, не платит напрямую ее авторам и исполнителям. Вместо этого она обычно раз в квартал перечисляет определенный процент выручки на счета РАО и ВОИС, и уже они рассчитываются с правообладателями. Процент устанавливается в договорном порядке, хотя в некоторых других сферах коллективного управлениям авторскими правами ставки определяет правительство (например, сбор с производителей и импортеров аудио-, видеоаппаратуры и носителей информации). По ставкам, согласованным между РАО, ВОИС и РАР, работают все крупные радиовещатели, подчеркивает господин Костин.

В 2009-2011 годах для радиовещателей действовали льготные ставки отчислений в связи с кризисными тенденциями на рекламном рынке, напоминает Сергей Федотов. В частности, ставки по авторским отчислениям составляли от 1,1% до 2%, а по смежным правам — от 0,1% до 1,4% в зависимости от объема музыкального вещания станции (максимальная ставка применяется для станции, где музыка занимает не менее 90% эфира), тогда как до кризиса максимальные ставки были зафиксированы на уровне 3% и 2% соответственно.

По данным отчета РАО за 2010 год, выплаты радиовещателей обеспечивают почти четверть всех авторских сборов — 24,44%. При этом выплаты радиостанций в 2010-м сократились на 10,04%, до 658,242 млн руб., а общие сборы РАО — на 3%, до 2,694 млрд руб.

В ближайшие годы рынок радиорекламы будет расти, а следовательно, должны вырасти и доходы правообладателей, считают в РАО и ВОИС. Так, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, за три квартала 2011 года рынок рекламы на радио составил 7,8-8 млрд руб. без НДС, то есть вырос на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2010-го. Это соответствует уровню первых трех кварталов 2008 года. Агентство ZenithOptimedia прогнозировало, что по итогам всего 2011 года рынок рекламы на радио составит 11,5 млрд руб., а в 2012-м вырастет еще на 7%, до 12,3 млрд руб.

Как следует из протоколов, процент отчислений начнет постепенно увеличиваться со второй половины 2012 года, в течение которого РАО планирует собирать 1,21-2,2% выручки станций, а ВОИС — 0,11-1,6%. Наконец, ставки авторских вознаграждений вырастут до 1,65-3% к 2015 году (будут действительны до конца 2016-го), а выплаты исполнителям и изготовителям фонограмм — до 0,13-2% к 2014 году (автоматически пролонгируются на 2015-й). Это компромиссные значения — изначально организации по коллективному управлению правами предлагали более резкое повышение ставок, замечает Юрий Костин. Для отрасли протокол — гарантия того, что нового роста ставок в ближайшие годы не случится, считает он.

При этом уже с 2012 года расширится и база, с которой вещатели выплачивают вознаграждение. До сих пор выплаты исчислялись лишь с рекламной выручки радиостанций — притом что, по данным Роспечати, реклама в 2010 году принесла российским радиостанциям лишь 71% доходов, или 10,3 млрд руб. (остальное — субсидии; доходы от сотовых операторов, связанные с SMS-запросами и голосованиями, и пр.). Теперь в перечень также входят спонсорское размещение; доходы от проведения в эфире лотерей и розыгрышей; выручка от SMS-сервисов; а также бюджетные средства и поступления от некоммерческих организаций, использованные на передачу в эфир музыкальных произведений. Нововведение затронет государственные радиостанции, которые до сих пор находились в привилегированном положении, так как не платили отчисления с поступлений из госбюджета, предполагает гендиректор одной из московских радиокомпаний.

Источник: Коммерсантъ




Новости
сентябрь 2017
Каталог 7889 компаний
MEDIA STARS Digital Group Ipsos ComconИД Пронто-Москва
Расширенный поиск
Cпецпроекты, нестандартная реклама Кейсы Каталог проектов The WIT
Самый большой каталог ООН в России
рекламные щиты 3x6
Москва и регионы
адреса, фото и цены
160 000 поверхностей
Поиск
Эккаунты 3567 компаний
Найти
архив с 2002 по 2012 год доступен в Data Center