Рынок труда издательских домов Москвы: характерные тенденции 2010 года
Уходящий посткризисный 2010 год был очень тяжелым для индустрии печатных СМИ
Несмотря на то, что общая динамика роста рекламных доходов была в целом положительна по отношению к 2008 году, и компании стали частично восстанавливать сокращенные рабочие места, ситуация на рынке труда в медиа не претерпела кардинальных изменений к лучшему.
Число новых проектов, открывавших новые вакансии, было слишком незначительно, и люди, потерявшие работу с началом кризиса, два года спустя не получили достаточного числа рабочих мест в индустрии.
К сожалению, медиаотрасль не проводит индустриальных исследований рынка труда, но как рекрутинговое медиаагентство и портал о работе в медиаиндустрии, мы можем выделить некоторые общие закономерности этого рынка.
1. Вакансии в издательском бизнесе 2010 года
Интересно посмотреть, как оценивали рынок труда в медиабизнесе осенью 2010 г. сами соискатели. С середины августа по середину ноября пользователи портала MediaJOBS.RU отвечали на вопрос «Отмечаете ли вы рост рынка труда медиа и рекламы в последнее время?». Ответы распределились следующим образом:
— 60% (766 человек) ответили, что «вакансий больше не стало,
и зарплаты не прибавились».
— 30 % опрошенных (395 человек) - «вакансий стало больше, но зарплаты не
выросли»;
— 10% (109 человек) - «вакансий стало больше, и выросли зарплаты».
Что показывает объективная статистика?
У нас есть возможность сравнить показатели по числу вакансий для издательской отрасли Москвы мая 2009 года и ноября 2010 года. Их разделяет ровно 1,5 посткризисных года.
Май 2009 год: в рубриках «Издательская деятельность, пресса, журналистика» на сайте hh.ru по Москве было опубликовано всего 140 вакансий за месяц. На сайте MediaJOBS.RU за три весенних месяца было размещено 300 вакансий.
Ноябрь 2010 год: за три осенних месяца 2010 года на MediaJOBS.RU было опубликовано 800 вакансий издательств и интернет-СМИ. На сайте hh.ru по Москве в рубриках «Издательская деятельность, пресса, журналистика» было 462 вакансии за месяц.
Вывод: к концу 2010 г. общее число вакансий в издательских домах Москвы с момента начала кризиса увеличилось в три раза.
Интересно, как изменились группы спроса. Если в мае 2009 г. спрос в издательской отрасли был преимущественно на менеджеров по продажам и финансистов, то летом и осенью 2010 г. число вакансий редакторов и дизайнеров превысило число вакансий менеджеров по продаже рекламы. Событием осени 2010 г. для рынка медиа стало восстановление спроса на PR-менеджеров, ставших, как известно, одними из первых жертв «оптимизации затрат» в начале кризиса.
Наиболее востребованные категории специалистов в издательских домах отражает список Топ-10 вакансий издательских домов Москвы осенью 2010 года.
Здесь же приведены границы зарплат по публикуемым вакансиям*:
* Верхние границы зарплат по данным позициям у работающих специалистов, в том числе, редакторов и корреспондентов, могут быть выше. Здесь используются данные по зарплатам, которые предлагались по открытым вакансиям.
Тенденции по зарплатам на массовом рынке в целом таковы.
Имеющие работу эксклюзивные менеджеры и специалисты «покупаются» другими компаниями по своей максимальной стоимости, но в 2010 г. это единичные контракты.
Зарплатные ожидания резко упали для тех, кто ушел с предыдущего места работы и ищет новое. Даже топ-менеджеры, покинув компанию, часто идут на уступки по зарплате в случае входа в перспективные проекты. Отражением ситуации по подвижным предложениям со стороны компаний и требованиям со стороны соискателей является заметный рост доли вакансий без указания зарплаты. От 40% до 57% вакансий, в зависимости от специализации, публикуются без указания зарплаты. Все оставляют за собой возможность договариваться.
Повторим, что лидирующая группа спроса на рынке печатных СМИ осенью 2010 г. – редакторы. Ниже приводится выборка редакторских вакансий, опубликованных в открытых источниках в сентябре – октябре 2010 г.
Executive Search для рынка прессы. Что касается топ-позиций,
то в 2010 г. издательский бизнес был почти также сдержан в вакансиях для первых
лиц, как и два предыдущих года кризиса.
По закрытым каналам, на примере нашего рекрутингового агентства Штаты.RU, в
2010 г. издательства продолжали платить за подбор эксклюзивных специалистов с
зарплатой от 150 000 до 400 000 рублей. Наиболее характерные вакансии: главные
редактора журналов, креативные директоры издательств, директоры по продажам
рекламы, руководители Интернет-ресурсов. (Заметим, что спрос на эксклюзивных
специалистов и менеджеров в принте был на порядок ниже, чем, например, на
телевизионном рынке).
Понятно, что топ-менеджеры все более осторожны в переговорах на рынке труда. На
MediaJOBS.RU для этой категории пользователей мы открыли особо конфиденциальный
сервис «Топ-профессионалы, конфиденциально»
http://mediajobs.ru/top.
Но стоит отметить, что в отличие от докризисного экстенсивного периода развития
рынка, когда руководящие должности были открыты людям «со стороны», в 2010 г.
топовые вакансии в компаниях чаще закрывались через продвижение сотрудников
внутри самих компаний.
Длительное отсутствие стартапов к концу 2010 г. определило такие черты
посткризисного рынка труда, как уход из медиабизнеса топ-профессионалов и
массовое отчаяние дилетантов.
Никогда ранее не было на рынке столь массовых ситуаций, когда уход топ-менеджера из брендовых компаний не сопровождался бы конкуренцией за него со стороны нескольких других компаний или вновь создающихся проектов. Но в 2010 г. компании были очень осторожны в «покупке» дорогих топов, и последние часто принимали решение в смене объекта деятельности, покидая медиабизнес в пользу банковского сектора, рынка недвижимости, страховых компаний и прочее.
«Массовая психология» на рынке труда печатных СМИ вызывает
отдельное беспокойство. Ее точно характеризует одно из обращений на
MediaJOBS.RU, которое мы приводим ниже:
«У меня скорее не вопрос, а крик(( Я когда-то была журналистом, но работала по
изданиям внештата. Потом устроилась в штат и одновременно училась (заочно). Да
к тому же не в престижном вузе. Закончила, проработала ровно год и случилась в
моей жизни радость - ребенок. Все сделала неправильно: уже беременная я была
без работы (хотела перейти в другое издание, но не успела) и витала в облаках
материнства, а надо было срочно устраиваться кем-нибудь. Ситуация сложилась
очень плачевная: когда у меня были связаны руки, предложения, как ни странно
были, я даже что-то умудрилась сделать. Но время идет, растёт (очень большая)
дырка в резюме, да кризис этот ещё. Я понимаю, что надо начинать с нуля, но
иногда я себе задаю вопрос: а стоит ли мне вообще с таким прошлым идти в
журналистику ( а хочется), или искать что другое? Я готова идти на любую
должность, для того, чтобы попасть " в струю", и мне нужны деньги (на
образование). Но никому "я не нужна"))) Может быть вы что-то посоветуете мне,
потому что я просто на грани срыва. Спасибо.»
А это – настроение человека, у которого пока есть хорошо оплачиваемая работа, но рынок не дает никаких гарантий на будущее: «Здравствуйте! Меня терзают смутные сомнения: почему я никому не нужна? У меня есть очень хорошая основная работа, за которую я получаю зарплату, позволяющую мне одной снимать хорошую квартиру в Москве. При этом я бываю занята два-три дня в неделю! Вакансии, предполагающие совмещение, встречаются, причем, работа предполагает именно мою тему, но мне ни разу не ответили, не позвонили, вообще никак не отреагировали. И в итоге - у меня, работающего человека, создается ощущение полной невостребованности, ощущение отсутствия какого бы то ни было выбора, ощущение того, что исчезни то, что я имею сейчас, и все, я никому не буду нужна и никогда не устроюсь на работу».
Выраженная тенденция 2010 года - избыток на рынке людей, получивших образование и начинавших работать в газетах и журналах, потерявших работу в кризис, не понимающих, на что опираться и рассчитывать в профессиональной карьере далее. Даже опытные профессионалы резко теряют адекватную самооценку, доходят до отчаяния оттого, что на их резюме месяцами не реагируют работодатели, что, получив долгожданное приглашение на интервью, месяцами ждут решений, а решения могут быть «отложены» до следующего года, и так далее по кругу. Тому примеров масса, а объяснение, чаще всего, одно – работодатели пока боятся повышать затраты, в том числе, затраты на human resources. Даже объявляя вакансии, они не всегда готовы действительно предложить работу на достойных условиях. Их сомнения особенно понятны в связи с грядущими изменениями в налогообложении.
Чтобы не принимать на свой личный счет эти проблемы, всем, кто столкнулся с проблемами поиска работы в печатных СМИ, советуем следить за статистикой рекламного рынка. По данным АКАР, рост рекламы за три первых квартала 2010 г. для печатных СМИ составил в среднем 7% (сравним с ТВ – 11% , радио – 8%, и Интернет – 37%). В том числе: газеты – 20% журналы 5%, рекламные издания - минус 5%. Нельзя не отметить, что, по мнению некоторых экспертов, на уровень 2008 г. рынок печатной прессы может уже не вернуться.
Как это отражается на рынке труда? Нас самих поразила
статистика ответов, полученных в результате опроса пользователей MediaJOBS.RU о
том, что произошло с ними или их коллегами после того, как они потеряли работу
в Издательских домах впоследствии кризиса.
16% опрошенных ответили, что нашли новую работу в других печатных СМИ,
41% - «перешли в другие медиа (Интернет, ТВ, радио)»,
43% «ушли из медиабизнеса».
No comment.
При этом «парадоксально, но факт»: при всех перечисленных обстоятельствах интерес к работе в медиабизнесе не падает, и банки резюме продолжают постоянно расти. За 2010 г. число зарегистрированных пользователей портала MediaJOBS.RU, (специализированного ресурса, о работе только в медиа и рекламе, и с банком резюме только профильных специалистов и менеджеров) увеличилось в два раза и составило 46 000 человек. В поисках работы в медиа на портал ежедневно приходят до 2800 человек (уточним, что эти цифры иллюстрируют, прежде всего, московский рынок, так как 85% аудитории портала - Москва).
В чем перспективы? Не может быть оригинальных советов.
Перспективы общеевропейские: в общем повышении требований к квалификации тех,
кто имеет работу, в понижении зарплатных ожиданий как плате за вход в компании,
где можно получить лучшую квалификацию (тем самым, это плата за возможность
будущей карьеры и будущих высоких компенсаций). В росте интенсивности труда.
Частично перспективы в появлении спроса на новые профессиональные группы,
например, на профессионалов цифровых СМИ.
Заметим, что сегодня ни редакционные, ни коммерческие департаменты издательских
домов не являются самыми проблемным с точки зрения привлечения профессионалов.
Сегодня одна из самых трудных задач - это «качественные» руководители и
специалисты для Интернет-проектов. Следует обратить внимание на целые категории
«новых» для традиционных СМИ специалистов и потому более востребованных рынком:
это руководители интернет-проектов, руководители специальных проектов Интернет
СМИ, бренд-менеджеры, медиапланеры и специалисты по продаже Интернет-рекламы,
специалисты по социальным сетям и блогам и др.
И в заключение еще об одной тенденции 2010 г., об опасности
невнимания к профессионалам – стратегам, о стагнации на рынке вакансий
стратегического маркетинга. В период кризиса отделы маркетинга издательских
домов были сокращены в числе первых, и пока мы не наблюдаем заметного оживления
на рынке маркетинговых вакансий в медиа. Как уже отмечалось, в
августе на рынке был замечен всплеск вакансий для PR- менеджеров, но
PR-активность компании мало связана со стратегией развития компании. К
сожалению, стратегический маркетинг является сегодня редкой роскошью, но те,
кто ищет специалистов, способных определить и реализовать перспективные пути
развития компании, имеют больше шансов на успешное профессиональное
будущее.
Источник: MediaJobs.ru