В смете на размещение рекламы были замечены высокие цены
Провести полную проверку сметы
On-line Buying Check
20 Августа 2010
Бумажные СМИ переходят на «цифру»
Громкий успех популярного американского журнала Wired в версии для iPad – хорошая новость для индустрии печатной прессы. Оказывается, у бумажных и сетевых СМИ есть возможность мирного сосуществования. Однако формат «журнал как приложение» – не панацея, считают эксперты

Только за первые сутки продаж iPad-версия журнала Wired разошлась тиражом в 24 тыс. экземпляров. Суммарный же проданный тираж составил около 90 тыс. экземпляров. По словам Чака Таунседа, главы издательского дома Conde Nast, которому принадлежит Wired, важным оказался даже не тираж приложения, превысивший, к слову, бумажный, а тот факт, что электронная версия Wired не просто не съела продажи бумажной версии, но даже подстегнула их.

После успеха Wired о разработке собственных «версий для iPad» заявили Popular Mechanics, Sports Illustrated, People и ряд других популярных изданий.

Спешно переходить в формат приложений бумажные издания заставляет мода на мобильные приложения сама по себе, удачный пример Wired и плачевная ситуация с тиражами. По данным Всемирной газетной организации, в 2009 году тиражи обычных газет росли только в Азии и Африке. В остальных регионах наблюдалось в основном сокращение. Совокупный тираж всех газет также сократился на 0,8%, до 517 млн экземпляров впервые за пять лет.

Частичный переход бумажных СМИ в формат не сайтов, но электронных версий неизбежен, считают эксперты, но совсем не факт, что переход этот будет осуществляться по сценарию Wired.

Трудности перехода
«Успех первой версии (журнала Wired для iPad. — Infox.ru) ни о чем не говорит, это же игрушка, первенец нового формата, — объяснил Infox.ru заместитель генерального директора компании Pressa.ru Дмитрий Моисеенко. — Каждому захотелось попробовать. Отсюда 90 тыс. скачиваний. Об успехе второго выпуска слышали? И я нет. Наигрались. Проблема в том, что мультимедийность, гиперссылочность и прочее делает Wired просто страничкой некоего «сайта», хоть в иной оболочке. К тому же за ним стоит труд большого числа дизайнеров, программистов, и только контент создается «старой» редакцией».

По словам Дмитрия Моисеенко, приложения типа Wired будут существовать, но отдельно от печатных версий. И у них будет свой круг поклонников, но к глобальному будущему печатных изданий успех или неудачи таких версий отношения иметь не будет.

«Есть два основных варианта продажи электронных изданий на iPad, — рассказал Infox.ru директор по развитию бизнеса компании Unreal Mojo Александр Пацай. — Первый — продавать готовую версию журнала (в формате PDF например). Для этого создается программа-оболочка, которая загружает и показывает сверстанную электронную версию журнала. Преимущество такого варианта — относительная дешевизна реализации, плюс возможность использования на нескольких мобильных платформах, недостаток — отсутствие каких-либо интерактивных возможностей. Второй — из каждого номера журнала создавать приложение, то есть фактически «верстать» его еще раз программным методом для электронного устройства, причем для каждой отдельной платформы это надо делать отдельно. Получается замечательное интерактивное издание, но стоит это достаточно дорого, особенно если креативно подойти к возможностям того, что можно делать на каждой конкретной мобильной платформе. Основная проблема в том, что пользователям не очень нравится первый вариант, так как они требуют инноваций. А издателям не нравится второй вариант: представьте себе ежемесячное глянцевое издание в 200 полос, которое нужно как-то красиво и интерактивно сделать для iPad, или другого устройства, или для нескольких одновременно».

Теоретически создание «движков» для электронных версий журналов и газет, подобных тем, что используются в основе сайтов, могло бы решить вторую проблему, но и тут не все так просто, предупреждает Александр Пацай.

«Adobe заявляет, что у них есть некое решение «движка», которое позволяет автоматизировать процесс создания таких электронных приложений-журналов, но до определенного уровня, — рассказал эксперт. — Контент бывает разный, и каждый раз его можно показать по-разному. Уверен, мужчины оценили бы страницу в журнале, где будет, допустим, модель в одежде и возможность с помощью управления пальцами снять с нее несколько слоев этой одежды. Или, встряхнув устройство, увидеть какой-то дополнительный, скрытый слой рекламы. Для человека с определенным воображением такие устройства предлагают достаточно обширный набор различных интерактивных штучек, которые невозможны в бумажной версии журнала, и автоматизировать такой процесс тоже довольно сложно. Хотя к журналу типа Wired, где основной контент — это статьи и фото, наверно, можно в какой-то мере применить такой подход, но для других изданий — спортивных, модных и прочих — он, мне кажется, не очень подходит».

Адаптация под мобильные устройства тем не менее нужна, считает вице-президент компании «Вобис Компьютер» Виктор Лопатин.
«Полные версии журналов и газет не лучшим образом подходят для мобильных устройств (коммуникаторов, специализированных устройств-ридеров, планшетов), — рассказал Infox.ru эксперт. — «Печатная» верстка из-за своих размеров не всегда адекватно отображается даже на значительно более крупном дисплее ноутбука».

«Надо пользоваться возможностями электронного представления, то есть проводить некоторую работу с редакционным PDF для повышения юзабилити, — предложил Дмитрий Моисеенко. — Сделать интерактивным оглавление, ссылки в тексте и рекламе сделать кликабельными, возможно, рекламу сделать слегка мультимедийной. Главное — качественный контент, которым печатные СМИ существенно отличаются от большинства новостных сайтов. А он уже есть».

Российская периодика
Российский рынок прессы в меньшей степени, чем западный, готов к переходу в «цифру», отмечают эксперты.

«Мы встречались с некоторыми российскими издателями, они определенно с интересом посматривают на этот рынок, но задают точно такие же вопросы, что поднимаются выше, — рассказал Александр Пацай. — Они хотят делать нечто революционно-интерактивное, но сталкиваются с реалиями того, что создавать такое приложение из журнала надо фактически заново. Сейчас лучшие умы этой индустрии (не только в России) пытаются придумать, что можно сделать в этом направлении, так что в ближайшее время, возможно, будет какой-то прорыв. Пока что вариант с Wired для меня таким прорывом не является».

«Позиция издателей неоднозначна, — сообщил Дмитрий Моисеенко. — Для России электронная пресса пока еще Terra inсognita. Целый ряд изданий в нашей стране выпускается по лицензии, а потому вопрос правообладания встает каждый раз очень остро».
Дмитрий Моисеенко также отметил, что у российских издателей есть целый ряд страхов перед электронными версиями. В частности, страх «каннибализма» — «отъедания» электронными версиями части печатного рынка и страх несанкционированного распространения электронных версий. По словам эксперта, эти страхи не имеют твердой почвы под собой, поскольку существующие системы электронной дистрибуции позволяют достаточно надежно защитить экземпляр издания от несанкционированного копирования, а тиражи бумажных версий даже тех изданий, что продаются в электронном виде, растут.

Помимо прочего, издатели, по словам эксперта, «просто смотрят, куда двинется рынок».

«Это странно, потому что рынок надо приучать к себе, — рассуждает Дмитрий Моисеенко. — Хоть и в перспективе. Главное, что затраты вхождения на рынок электронных копий почти нулевые: файл с версткой и бухгалтерские документы».

Необходимость платить
Необходимость платить за что-либо в интернете — исконно-русская проблема. Она присуща и рынку электронных СМИ.
«Русский человек пока очень смутно представляет, за что и как платить в интернете, — отметил Дмитрий Моисеенко. — Но отношение постепенно меняется: так, по нашему проекту мы наблюдаем стабильный рост количества пользователей, готовых внести деньги за любимый журнал, тем самым вкладывая средства в его развитие».

«Согласно статистике, 70% россиян не готовы платить за электронные СМИ, так как они привыкли получать подобный контент бесплатно, — рассказал Виктор Лопатин. — В то же время люди с удовольствием платят за то же кабельное телевидение. И поэтому одна из главных целей российских издательских домов — формирование позитивного отношения людей к покупке электронного контента».

По мнению эксперта, делать это можно в том числе с помощью создания специальных версий изданий для различных мобильных устройств.

«Раз пользователю не очень удобно открывать на ридере громадный PDF-файл со сканом свежего номера газеты, то вполне разумно предложить ему оптимизированный для такого устройства файл, за который, правда, придется немного заплатить, — рассудил Виктор Лопатин. — Будьте уверены: найдется довольно ощутимое количество пользователей, которые не пожалеют денег на удобный и качественно адаптированный под мобильное устройство контент».

Способ получения контента бесплатно тоже есть, считает эксперт.

«Другое важное направление — предоставление бесплатного контента в обмен на просмотр рекламы, — рассказал Виктор Лопатин. — Такой подход пользуется особой популярностью в «навигационном» мире: скажем, вы получаете навигационную систему безвозмездно, а вот за использование сервисов должны расплачиваться просмотром рекламы, подбираемой в зависимости от вашего расположения. В случае устройств класса Highscreen Alex можно применить похожий подход — у таких устройств целых два экрана. Как следствие, вы можете, например, загрузить электронную книгу и читать ее на верхнем «электронночернильном» дисплее, а в это время на нижней TFT-матрице могут отображаться баннеры и рекламные ролики».

Несмотря на проблемы в России, процесс перехода СМИ в «цифру» хоть и трудно, но идет.

«Традиционная пресса ищет новые пути развития, и это вполне закономерно, а уж с помощью каких девайсов/устройств и операционных систем это делается, не так принципиально, — рассказал Дмитрий Моисеенко. — Главное, что задан вектор, и кто-то медленно, кто-то нехотя, а кто-то очень динамично, но издатели в этом направлении двигаются».

Источник: Infox.ru




Новости
ноябрь 2017
Каталог 7889 компаний
Редкая маркаiSEOJAMI
Расширенный поиск
Cпецпроекты, нестандартная реклама Кейсы Каталог проектов The WIT
Самый большой каталог ООН в России
рекламные щиты 3x6
Москва и регионы
адреса, фото и цены
160 000 поверхностей
Поиск
Эккаунты 3567 компаний
Найти
архив с 2002 по 2012 год доступен в Data Center