Трехмерная угроза
Российское кино зарабатывает все меньше денег: отечественные фильмы в этом кинопрокатном сезоне собрали всего 16,8% от кассовых сборов в 22,3 млрд рублей
За первые восемь месяцев этого прокатного сезона (начался 1 декабря 2009 г.) зрители России и СНГ (за исключением Украины), по данным «Бюллетеня кинопрокатчика», потратили на билеты в кино 22,3 млрд руб. — почти в полтора раза больше, чем за тот же период 2008-2009 гг. В первую очередь такому резкому увеличению кассовых сборов помог рост средней цены на билет — на 17% до 193 руб. (данные «Бюллетеня кинопрокатчика», расчеты «Ведомостей»). Увеличение произошло благодаря большому числу 3D-фильмов, просмотр которых традиционно обходится дороже обычного сеанса. «Трехмерные» премьеры смогли привлечь и больше зрителей, число которых тоже выросло, добавляет гендиректор сети «Синема парк» Сергей Китин.
Но воспользоваться стремительным ростом рынка отечественные продюсеры не смогли. Российские фильмы за восемь месяцев прокатного сезона собрали, по оценке «Бюллетеня кинопрокатчика», 3,75 млрд руб., или 16,8% от общей кассы. В тот же период 2008-2009 гг. отечественные ленты собрали немногим больше (3,83 млрд руб.), но их доля была заметно выше — 25,3%, а в сезон 2007-2008 гг. — и вовсе 27%. При этом число отечественных картин, вышедших в прокат, за последние три года примерно одинаково — около 60. Падает средняя величина сбора на один фильм. «Среди российских премьер этого сезона немного действительно “больших” картин, с большим бюджетом и большим числом экранов, — указывает руководитель отдела статистики “Бюллетеня кинопрокатчика” Светлана Поликарпова, — и до конца года их также будет немного». Китин уверен, что сборы российских фильмов пострадали из-за громких 3D-премьер, которые оттянули основную часть кассы. Единственная российская лента, которая пока вышла в трехмерном формате, — мультфильм «Белка и Стрелка: звездные собаки» от студии «Центр национального фильма». Эта картина собрала $6,2 млн. До конца сезона выйдет еще один фильм в таком формате — «Темный мир» производства «Централ партнершип». Управляющий директор «Базелевса» Никита Трынкин считает, что падение доли отечественного кино — временное явление и до конца года ситуация исправится. Другой продюсер, напротив, указывает на то, что отечественные студии сейчас все чаще производят фильмы с небольшими бюджетами, поскольку не имеют «запаса прочности» после кризиса и не желают рисковать крупными суммами.
Источник: Ведомости