Рентабельность «Первого канала» снизилась из-за расходов на контент
Несмотря на самую большую долю рынка, доходы «Первого канала» в 2008 г. росли на уровне рынка. Зато из-за увеличения расходов на контент пострадала его рентабельность
Выручка «Первого канала» в 2008 г. составила 24,9 млрд руб., а в первой половине 2009 г. — почти 10 млрд руб., следует из отчета Счетной палаты о результатах проверки расходования бюджетных средств, выделяемых СМИ. Около 99% выручки телекомпания заработала на рекламе. Прибыль канала до налогообложения в 2007 г. составила 4,6 млрд руб., а в 2008 г. — 4,7 млрд руб., сообщило ведомство. Представитель «Первого канала» Лариса Крымова не стала комментировать отчет Счетной палаты.
По оценке ФАС, «Первый канал» больше всех телеканалов в стране зарабатывает на рекламе: в 2008-2009 гг. он контролировал 23,11% национального и 22,84% регионального рынка рекламы. Но растет канал так же, как рынок в целом: его выручка в 2008 г. увеличилась в 1,2 раза по сравнению с предыдущим годом. Весь рынок телерекламы в 2008 г., по расчетам Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), вырос на 22% до 137,6 млрд руб. С другой стороны, доходы НТВ (по данным ФАС, второй по величине выручки канал на федеральном рынке рекламы, контролирует 17,5%) выросли в том же году больше — на 28,5% до 17,8 млрд руб., а выручка ВГТРК, напротив, увеличилась только на 10% до 24,5 млрд руб. Доходы канала CTC в 2008 г. росли примерно такими же темпами, как у «Первого канала», — на 22% до $507,6 млн.
В 2007 г. рентабельность «Первого канала» по прибыли до налогообложения составила 25,6%, а год спустя снизилась до 17,8% (расчеты «Ведомостей» на основе данных Счетной палаты). ВГТРК не раскрывает структуру своей прибыли, а рентабельность НТВ по операционной прибыли с 2007 г. по 2008 г. выросла с 27,7 до 36,7%. «Газпром-медиа» объясняла повышение эффективности бизнеса НТВ сохранением уровня расходов на фоне заметного роста доходов. «Первый канал», наоборот, увеличил себестоимость услуг в 2008 г. в 1,3 раза, пишет Счетная палата. Больше всего выросли расходы канала на покупку прав на показ аудиовизуальных произведений — на 32,7% до 7,6 млрд руб., указано в отчете.
Из отчета Счетной палаты не ясно, как «Первый канал» пережил кризис на рынке рекламы. Во II квартале 2009 г. канал рассчитывал заработать на 34% в долларовом выражении меньше, чем за тот же период 2008 г., рассказывал прежде «Ведомостям» источник в компании.
Источник: Ведомости