Медиасмерти, медиароды, медиазачатия - список жертв и прорывов
В июне 2009 вышли в свет издания для маргиналов, а именно - для заключенных и художников: "Российский тюремный журнал" и журнал Российской Академии художеств "Academia". Прогнозируемые тенденции, тенденциозные факты и фактические прогнозы медиарынка.
"Российский тюремный журнал", как считает его главный редактор, правозащитник Андрей Бабушкин, "должен стать настольной книгой для тех, кто отбывает наказание, а также для тех, кто ждет осужденных дома". А журнал "Academia" "рассчитан не только на профессиональную художественную аудиторию, но и на тех, кому интересны история и современные тенденции визуального искусства - коллекционеров, любителей, студентов гуманитарных вузов, тех, кто занят культурным самообразованием".
На этом, в общем, можно было бы и закончить. Этими изданиями, наконец, охвачены те, кто по определению всегда в кризисе. Медиасообщество привычно плачет, перекрашивая черные траурные медиаленты в белые - по случаю. Обывателям просьба не беспокоиться.
Как недавно предрекал глава Минкомсвязи Игорь Щеголев, "время больших рекламных денег закончилось, наступает время большой экспертной журналистики". Время пошло: появляются издания, ориентированные на определенный круг читателей. И рекламодателей, соответственно. Независимые СМИ, получающие деньги от рекламы, а не от заинтересованных покровителей, стоят на краю бездны, и некоторые уже туда упали. По информации того же Минкомсвязи, за январь-февраль 2009 года количество рекламы в региональных СМИ сократилось на 30-40%, в марте-апреле - уже на 50-60%, а спрос на размещение рекламных материалов в женском глянце второго эшелона сократился на 50-70%. По данным экспертной комиссии АКАР, оценивающей объемы рынка рекламы в средствах ее распространения в России, в первом квартале 2009 года печатные СМИ потеряли 42% рекламных денег, собрав около 7,5 млрд рублей и недополучив примерно 5,7 млрд.
Вот краткий список жертв кризиса:
Журнал «Русская жизнь» - под вопросом, говорят, что до смерти осталось два номера.
Журнал Dazed&Confused - заморожен.
Журнал "Огонек" - исключение, в мае 2009 чудом спасен "Коммерсантом".
Журнал Interni, ИД Independent Media Sanoma Magazines - заморожен до осени, редакция отправлена в неоплачиваемый отпуск.
Женский еженедельник Gloria – выпуск приостановлен в феврале 2009.
Журнал о частных инвестициях Smart Money – закрыт в мае 2009.
Журнал Best Life – закрыт как убыточный проект в начале 2009-го.
Издание "Life" (Москва) — не выходит с 01.07.08
Научно-популярный журнал "Sync", ИД Gameland - за три года существования так и не вышел на самоокупаемость, закрыт.
Газета "Московский корреспондент" - вновь закрыта.
Музыкальный журнал "FUZZ" - как было официально сообщено, выпуск приостановлен до сентября для реорганизации.
Молодежный журнал "Молоток", ИД "КоммерсантЪ", - закрыт с 1 ноября "как неактуальный".
Журнал "Business week" - закрыт.
Газета "Ведомости" - собирается отказаться от приложений.
Журнал "Тренд" - закрыт.
Журнал "Большой город" - стал платным.
"Москва: инструкция по применению" - закрыты газета и ТВ-программа.
Журнал "Sim" - издание закрыто.
Журнал "Популярные финансы" - закрыт.
Журнал "Квадратный метр" - закрыт.
Журнал "CFO Russia" - закрыт.
Журнал "New Diet" - издание приостановлено.
"Votre Beaute" - издание приостановлено.
Журнал "Gala" - с января закрыт.
Юмористический журнал "Крокодил" - выпуск журнала приостановлен.
Журнал "Дуэль" - закрыт.
Журнал "Женщина за рулем" - закрыт.
Журнал «Viva!», ИД «Эдипресс-Конлига» - выпуск приостановлен.
"Interior Digest" - издание закрыто.
Журнал "Семейный бюджет" - закрыт с января 2009.
Газета "Новые Известия" - сокращено число полос, закрыто приложение "Pro Кино".
Как писал Adindex со ссылкой на Infox, газеты «Ведомости» и «Московский комсомолец» перевели часть сотрудников на четырехдневную рабочую неделю; «Аргументы и факты», «Твой день» и «Комсомольская правда» сократили от 15 до 30% сотрудников. «Ведомости», кроме того, уволили всех журналистов трех региональных филиалов, чистку региональных редакций проводили также «Российская газета» и «Коммерсантъ».
Но есть и хорошие новости. Пока вездесущий Руперт Мердок стращает народ, что все новости вскоре будут платными, наше Министерство связи и массовых коммуникаций России поддержало совместный проект двух информагентств большой тройки - РИА «Новости» и «Интерфакса», а также Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) - создание Федерального информационного пакета, единой бесплатной ленты федеральных новостей, ориентированной на те региональные издания, кому тяжко бремя платной подписки. Это - общие радости, но есть и частные: по информации mediaguide.ru, подписной тираж газеты «МК» ИД «Московский комсомолец» увеличился на 60%, по сравнению с тем же периодом прошлого года. Газеты «Жизнь» и «Твой день» стали выходить в полноцветном формате. В частности, на цветную печать перешли издания Санкт-Петербурга. «Эксперт» преобразился, перейдя на новый макет и дизайн обложки, «PC-игры» также обновил дизайн и формат. ИД Forward Media Group запустило обновленную версию мужского журнала «Медведь». Издательский дом «ТехноМир» запустил "антикризисный" журнал, посвященный компьютерным и видеоиграм - «Игромания Лайт» формата А5, "усеченную" версию убыточной "Игромании".
Есть хорошие новости и из мира рекламной прессы. Журнал «Реклама. Outdoor Media» и медиаоператор MediaNet выпустили два сборника о наружной рекламе: «Наружная реклама: кейсы. Мировые идеи» и «Наружная реклама: форматы».
А прогнозы, согласно глобальному отчету GroupM, таковы: в 2009 году объем российского рекламного рынка снизится на 21,8% - до 208 млрд руб, по сравнению с прошлым годом. Доля ТВ-рынка снизится на 15%, а интернет-реклама вырастет на 5-15%. Отмечается снижение затрат на региональные печатные издания и резкое падение объемов наружной рекламы, начавшееся в первом квартале 2009 года и ожидаемое во втором квартале.