В России осталось только пять регионов, в которых нет федеральных продуктовых сетей
Специалисты информационного агентства INFOline вычислили, что краснодарский «Магнит» продает продукты в 55 субъектах Федерации, X5 Retail Group — в 44. Аналитики считают, что при подобных показателях компании оказались на стратегическом распутье
Два крупнейших ритейлера России по итогам первых шести
месяцев 2011 года присутствуют в подавляющем большинстве регионов страны.
Специалисты информационного агентства INFOline вычислили, что краснодарский
«Магнит» продает продукты в 55 субъектах Федерации, X5 Retail Group — в 44.
Аналитики считают, что при подобных показателях компании оказались на
стратегическом распутье: можно либо продолжать усиливать свои позиции в местах
присутствия, либо идти в страны постсоветского пространства.
Притом что в состав России входят 83 субъекта Федерации, 70% товарооборота
продуктового ритейла приходятся лишь на 20 из них. По словам генерального
директора INFOline Ивана Федякова, самыми популярными и освоенными продуктовыми
сетями территориями стали Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Краснодарский
край, Татарстан и Башкирия, Свердловская, Тюменская, Ростовская, Самарская,
Челябинская области.
«На эти регионы по итогам первого полугодия 2011 года пришлось до 50% продуктового товарооборота нашей страны, это чуть больше 4 трлн руб.», — рассказал РБК daily г-н Федяков. Он отмечает, что каждый год этот процент сокращается — ритейлеры устремляются в новые места, где платежеспособное население готово активно тратить свои средства в магазинах.
Для крупнейших ритейлеров в настоящий момент наиболее
перспективным направлением развития являются соседние Украина и
Белоруссия.
«Киев, Одесса и Днепропетровск — максимально интересные темы сегодняшнего дня,
— считает Иван Федяков. — Ведь население Украины в полтора раза превышает число
жителей Центрального федерального округа России». Отметим, что первые шаги в
этом направлении уже предприняты: магазины Х5 можно обнаружить на Украине, а
курский ритейлер корпорация «ГриНН» открылась в Белоруссии.
В родных краях потенциальными целями территориальной
экспансии в ближайшее время могут стать Сибирь с показателем 10% от объема
российского продуктового товарооборота, Южный федеральный округ и
Северо-Западный. Основные сложности в работе на этих территориях связаны с
логистикой и проблемами в управлении из-за отдаленности от столицы, а также
конкуренция с местными игроками. «Нельзя исключать административный и
криминальный барьеры», — уточняет Иван Федяков. Он говорит, что известны случаи
поджогов магазинов федеральных сетей в этих регионах вскоре после их
открытия.
Основной фокус продуктовых ритейлеров сейчас — это Поволжье, Урал и крупные
города Сибири, считает заместитель директора департамента стратегического
консалтинга компании Jones Lang LaSalle Полина Жилкина.
Но и Сибирь не так прекрасна. Как говорит г-жа Жилкина, к
примеру, в Новосибирском регионе очень сильны местные сети, потому при заходе
на этот рынок ритейлеры сталкиваются с жесткой конкуренцией. По ее словам,
Иркутск является самой крайней восточной точкой на карте из числа городов,
которые могут заинтересовать крупных ритейлеров. «Однако в связи с тем, что
проблемы логистики в этой части региона еще не решены, федеральный ритейл пока
дошел только до Красноярска», — замечает она.
Надо сказать, что есть ряд регионов, в которые дошел лишь краснодарский игрок.
Так, в республиках Адыгея, Калмыкия, Марий Эл и Мордовия нет никого, кроме
«Магнита». В Мурманской области замечен лишь «О’Кей». В Архангельской области и
Коми нет вообще никого из федерального ритейла. Ряд регионов в стране считаются
закрытыми и не обсуждаемыми с точки зрения появления сетевой торговли — это
Чечня, Дагестан и Ингушетия.
Источник: РБК Daily