Счетная палата: государство могло установить контроль над «Ростелекомом»
Государство упустило возможность установить контроль над объединенным «Ростелекомом», уверена Счетная палата. Следующий этап реформы потребует непредвиденных госрасходов. Альтернативный вариант реорганизации обеспечил бы оперативный контроль над телекоммуникационным холдингом, уверены аудиторы
Государство могло сохранить прямой контроль над «Ростелекомом», если бы реорганизация «Связьинвеста» шла по другой модели, следует из отчета Счетной палаты по результатам проверки реформы телекоммуникационного холдинга. Полный отчет аудитора СП Михаила Бесхмельницына представил депутат Госдумы Илья Пономарев.
Декларируемая цель реформы – консолидация финансовых потоков и повышение конкурентоспособности телекоммуникационного госхолдинга.
Первый этап реформы «Связьинвеста» проводился до 1 апреля 2011 года путем присоединения его «дочек» – межрегиональных компаний связи (МРК) и компании «Дагсвязьинформ» к «Ростелекому». Обыкновенные и привилегированные акции МРК конвертировались в обыкновенные акции «Ростелекома».
Но Росимущество, основной акционер «Связьинвеста», не подготовило «должной юридической и экономической оценки предложенного механизма конвертации акций, указывает Счетная палата. Из-за этого госхолдинг «Связьинвест», контролировавший и «Ростелеком», и МРК, получил в объединенной компании долю в 43,37%.
Альтернативные расчеты Счетной палаты показали, что если бы обыкновенные акции МРК и «Дагсвязьинформа» конвертировались в обыкновенные акции «Ростелекома», а «префы» указанных компаний – в «префы» «Ростелекома», то риск нарушения закона «Об акционерных обществах» «практически отсутствовал». «Префы» составляли бы 23,9%, а обыкновенные акции – 76,1% от общего количества размещенных акций «Ростелекома».
В этом случае «Связьинвест» получил бы операционный контроль в «Ростелекоме» в объеме 50,8%.
Одной из причин выбора финальной схемы реформы признавался риск нарушения закона «Об акционерных обществах» в случае превышении доли «префов» в объединенной компании выше 25%. Использованный механизм конвертации дал привлекательные условия для держателей «префов», голосование которых позволило набрать больше 75% голосов за реформу «Связьинвеста», напоминает Евгений Юрченко, в то время работавший гендиректором госхолдинга.
Сейчас государственный контроль в «Ростелекоме» возможен не напрямую, а опосредованно, так как акции компании не находятся непосредственно в госсобственности, пишет Бесхмельницын. Но доли «Ростелекома» на балансах Агентства по страхованию вкладов и Внешэкономбанка не относятся к государственной, частной или муниципальной собственности, что угрожает потере госконтроля над «Ростелекомом», предупреждал ранее и экс-советник президента России Леонид Рейман.
На момент завершения проверки Счетной палаты дальнейшие действия по реформе «Связьинвеста» не были согласованы с профильными ведомствами и не были направлены в правительство, что нарушает поручения вице-премьера Сергея Иванова, указывают аудиторы.
Государство сохранило контроль над 53,23% «Ростелекома» и неважно, через какие структуры: все равно у них нет других акционеров, кроме государства, говорит источник в «Ростелекоме». В пресс-службе Минкомсвязи говорят, выбранный «Связьинвестом» вариант был наиболее оптимальным с точки зрения соблюдения сбалансированных интересов всех акционеров, а также минимизации остальных рисков. «Выбор альтернативного сценария поставил бы под угрозу успех всей реорганизации. Необходимо также учесть , что в результате реорганизации доля ОАО Связьинвест в уставном капитале объединений компании увеличилась с 38% до более чем 43%, а контролируемая государством доля составила более 53%», – заявили в минитерстве.
Бесхмельницын сообщает, что для обеспечения прямого госконтроля над «Ростелекомом» «необходимо нивелировать риски». Среди рисков он перечисляет реализацию опциона «Связьинвеста» на выкуп 2,4% «Ростелекома» у Внешэкономбанка: это может причинить ущерб для государства, «ввиду предусмотренной опционом завышенной стоимости реализации акций».
Второй риск – нерешенный вопрос управления 7,4-процентным пакетом «Ростелекома», принадлежащим Агентству по страхованию вкладов. Замглавы АСВ Валерий Мирошников говорил, что обсуждается схема передачи акций «Ростелекома» Росимуществу «в качестве имущественного взноса за средства, предоставленные АСВ на санацию банков».
Еще один риск, мешающий обеспечить госконтроль над «Ростелекомом», – перекрестное владение акциями: «Связьинвест» владеет 43,37% «Ростелекома», а «Ростелеком» – 25% плюс 1 акция «Связьинвеста». Внешэкономбанк или другой агент государства может выкупить у «Ростелекома» пакет акций «Связьинвеста» «с целью обеспечения государственного контроля над активами телекоммуникационной отрасли».
Но с момента покупки акций в 2010 году за 26 млрд рублей они подорожали на 9,25 млрд рублей. В этом случае для выкупа потребуются дополнительные затраты, указывает Михаил Бесхмельницын.
Вопрос реализации пакета акций Связьинвеста, принадлежащего Ростелекому, в настоящий момент прорабатывается, уточнили в Минкомсвязи. «В соответствии с действующим законодательством данная сделка может быть реализована только по рыночной стоимости, в связи с этим реализации акций по цене первоначального приобретения не представляется возможной», – считают в ведомстве.
Возврат государственного контроля над «Ростелекома» приводит к серьезным бюджетным затратам, а это нарушало одно из условий плана реорганизации «Связьинвеста», предупреждал ранее Леонид Рейман.
В конце июня Михаил Бесхмельницын говорил «Газете.Ru», что обеспечить прямой госконтроль «очень просто»: «Те акции, которые находятся на балансе ВЭБа и АСВ, перевести в казну: ими должно управлять Росимущество. Алгоритм решения этого вопроса есть. Никаких дополнительных трат не требуется. ВЭБ и АСВ – госкорпорации, и это все можно будет решить просто».
Источник: Газета.ru