«Аэрофлот» взлетел в прибыли
«Аэрофлот» почти утроил консолидированную прибыль по итогам 2010 года до $253 млн. Но из дочерних компаний только две приносят перевозчику прибыль — «Шеротель» и «Аэромар». Остальные только ухудшают показатели работы авиакомпании, которая сама по себе получила в 2010 году $346 млн прибыли
«Аэрофлот» опубликовал отчет за 2010 год по МСФО. Согласно документу, выручка группы составила $4,3 млрд выручки, что больше показателя за 2009 год на 29%, чистая прибыль — $253 млн (превышает показатель 2009 года в 2,9 раза). Сам «Аэрофлот» получил прибыль в размере $346 млн при выручке в $3,8 млрд. Из презентации финансовых результатов компании следует, что также прибыльными оказались «Шеротель» (владеет гостиницей «Новотель» в аэропорту Шереметьево) и «Аэромар» (поставляет питание для пассажиров). Их совокупная чистая прибыль составила $38 млн (еще $18 млн чистой прибыли удалось заработать за счет прочей деятельности).
Но другие дочерние структуры принесли «Аэрофлоту» только убытки. В частности, от ОАО «Терминал» (управляет терминалом D в аэропорту Шереметьево), в котором «Аэрофлоту» принадлежит 52% акций, компания получила $63 млн убытка. Еще $39 млн убытка принесла авиакомпания «Нордавиа», которую в марте у «Аэрофлота» выкупили структуры «Норильского никеля». Убыток «Аэрофлот-Карго» составил $8 млн, «Донавиа» — $4 млн.
Из отчетности следует, что основные деньги «Аэрофлот» по-прежнему получает от выполнения пассажирских перевозок — 76% в общей структуре доходов ($3,3 млрд). При этом чуть меньше трети средств ($1,3 млрд) удается зарабатывать на внутрироссийских рейсах, а остальное — на международных, самыми прибыльными из которых по-прежнему остаются европейские и азиатские маршруты. Еще около $400 млн (то есть больше чистой прибыли) «Аэрофлот» получает по соглашениям с другими авиакомпаниями. В эту сумму входят и роялти, выплачиваемые в рамках межправительственных соглашений. Однако сумму роялти в компании не уточняют.
В презентации «Аэрофлота» отмечается, что расходы группы росли медленнее, нежели выручка. В компании объясняют это проведенной в 2010 году масштабной кампании по сокращению расходной базой. Ее результатом стало уменьшение на $37 млн затрат на закупку авиакеросина за счет проведения конкурсов, еще около $9 млн удалось сэкономить за счет снижения ставок за обслуживание парка. Всего, согласно презентации, «Аэрофлоту» удалось сэкономить более $65 млн.
В отчетности МСФО «Аэрофлот» представил и обновленные данные по парку воздушных судов. Всего группа «Аэрофлот» эксплуатирует 143 самолета, 64% из которых холдинг привлекает на основе операционного, а 25% — на основе финансового лизинга. При этом группа эксплуатирует только 13 самолетов отечественного производства, оставшаяся часть представлена воздушными судами производства Boeing и Airbus, а также тремя самолетами McDonnell Douglas MD-11. В период 2011–2015 годов парк группы планируется увеличить на 81 самолет, в том числе за счет поставок 30 Sukhoi Superjet. Как отмечает источник “Ъ”, на рынке эти самолеты «Аэрофлот», судя по всему, будет привлекать на условиях операционного лизинга. «Это может свидетельствовать о том, что компания либо не хочет перегружать себя долгом, либо что она не очень уверена в производственных характеристиках и экономичности этих самолетов»,— поясняет собеседник “Ъ”.
Андрей Рожков из ИФК «Метрополь» отмечает, что результаты «Аэрофлота» оказались лучше консенсуса по всем показателям. Ключевую роль, по мнению аналитика, в этом сыграла быстро улучшающаяся конъюнктура, а также действия менеджмента, который помимо прочего смог сохранить контроль над расходами на персонал и продолжил оптимизацию маршрутов, избавляясь от нерентабельных направлений. При этом планы компании на 2011 год по увеличению пассажиропотока на 30% при одновременном сохранении уровня рентабельности EBITDA на уровне 2010 года, то есть 17–18%, аналитик называет «очень амбициозными».
Источник: Коммерсантъ