Продукты на рынке оказались дороже, чем в супермаркетах
Для подготовки доклада Минпромторг использовал данные Росстата, Минсельхоза, МВД, МЧС, ФМС и Роспотребнадзора. На начало года в России действовало 3427 розничных рынков, по сравнению с предыдущим годом их число сократилось на 70. Еще в 2007 году в стране действовало 5892 рынка
РБК daily ознакомилась с докладом Минпромторга о развитии
розничных рынков, который должен быть озвучен 25 мая на заседании рабочей
группы под руководством первого вице-премьера Виктора Зубкова. На основе
статистических данных специалисты министерства сделали вывод, что цены на
рынках не ниже, чем в магазинах. При этом рост цен там порой даже выше. В
прошлом году товары на рынках подорожали на 11,6%, тогда как в целом по всем
форматах торговли — на 9,1%.
Для подготовки доклада Минпромторг использовал данные Росстата, Минсельхоза,
МВД, МЧС, ФМС и Роспотребнадзора. На начало года в России действовало 3427
розничных рынков, по сравнению с предыдущим годом их число сократилось на 70.
Еще в 2007 году в стране действовало 5892 рынка.
Сухие цифры позволили Минпромторгу развенчать миф о том, что товары на рынке
всегда дешевле. В докладе сказано, что «в 2010 году уровень цен на большую
часть продуктов питания, реализуемых на рынках, не был ниже, чем в среднем по
всем формам торговли». Более низкие средние цены были замечены лишь на куриные
окорочка, сосиски, сардельки, вареную колбасу, сливочное масло, творог жирный и
сухофрукты.
Стоимость этих продуктов на рынках росла осторожнее, чем в магазинах. Например, сосиски подорожали на 5,3%, тогда как в других торговых точках — на 6,3%, творог прибавил в цене 15,2 против 16,9%. На этом радостные новости для рынков заканчиваются.
В целом за 2010 год прирост цен на товары, которые можно
купить на рынках, составил 11,6%, а в целом по всем формам торговли — 9,1%.
Непродовольственнные товары на рынках подорожали на 9,2%, по всем формам
торговли — на 5%. На продовольствие цены на рынках выросли на 13,7%, в
целом по всем формам торговли — на 12,9%.
Генеральный директор аналитического агентства INFOline Иван Федяков
констатирует, что «более низкие цены — удел сетевой торговли». Он пояснил, что
благодаря внушительным объемам закупки сети имеют возможность снижать стоимость
товаров. «Иногда работники оптовых компаний приходят в шок, увидев цены на
полках гипермаркетов, потому что они ниже оптовых, при этом ритейлер не
работает в убыток по этому товару», — рассказывает г-н Федяков. Сетевые
магазины раскинулись так широко по стране, что могут диктовать свои условия при
закупках.
А рыночная цена сохраняет все наценки торговой цепочки: при продаже товара производителем оптовику, далее при его продаже торговой точке. Суммарная наценка к первоначальной стоимости может достигать 100%.
«На рынке уже давно дороже, чем в магазине, — утверждает совладелец «Магнита» Сергей Галицкий. — Какая, например, логистика у тети Глашы, которая продает петрушку? За счет чего у нее цены должны быть ниже, чем в магазине?»
Акционер «Виктории» Николай Власенко допускает, что жизнь рыночного торговца может быть проще за счет того, что «налоговое бремя легче и арендные ставки совершенно другие». Однако сети могут получать более низкие цены за счет своей масштабности. «Они могут покупать и транспортировать крупные партии продукции, что делает все процессы более дешевыми», — говорит г-н Власенко.
Преимущество рынков совершенно в другой области, полагает
г-н Федяков. Речь идет, например, об отечественных фруктах и овощах.
«Естественно, что в сезон урожая они дешевле иностранных аналогов в сетевых
магазинах», — замечает эксперт. За всеми остальными товарами по более низким
ценам стоит идти в магазин, уверен он.
Но, похоже, не все россияне согласны со статистикой и мнением ритейлеров. В
докладе Минпромторга говорится, что на рынках в 2010 году население покупало
почти 15% как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Роль рынков
велика в обеспечении покупателей мясом и птицей — 26,8%, плодоовощной
продукцией — около 30%, одеждой — 52,3% и обувью — 43,8%.
Источник: РБК Daily