Компания Михаила Прохорова собирается сделать звонки сверхдешевыми
Компания "Медиамир", входящая в контролируемый Михаилом Прохоровым холдинг РБК, создает конкурента сотовым и фиксированным операторам. Как стало известно "Ъ", она договаривается об использовании своим интернет-сервисом QIP номерной емкости "Скай Линка"
Передача голоса по интернет-протоколу (IP-телефония или VoIP) набирает популярность во всем мире. Один из наиболее известных сервисов альтернативных коммуникаций — Skype. В России он позволяет звонить как с компьютера на компьютер (бесплатно), так и с компьютера на стационарный или мобильный телефон (по низким тарифам). Например, звонок по Skype из России на стационарный телефон в Италии обойдется в $0,022 с НДС за минуту, а на мобильный — в $0,288 с НДС. Аналогичный звонок через "Ростелеком" обойдется примерно в 15 руб. с НДС за минуту ($0,49 по вчерашнему курсу ЦБ), а через МТС — в 45 руб. ($1,48). Skype можно установить и на смартфон и звонить через сети 3G или Wi-Fi. Чего пока не сделал Skype в России, так это не организовал входящие вызовы с обычных телефонов своим пользователям, признается директор Skype по работе с государственными и общественными организациями в Европе Жан-Жак Саэль, хотя в других 25 странах это практикуется.
Возможно, первым, кто запустит у нас эту услугу, станет компания "Медиамир", рассказал "Ъ" источник, близкий к группе ОНЭКСИМ Михаила Прохорова (в июне 2010 года получила контроль над холдингом РБК, в который входит "Медиамир"). Этой компании принадлежит интернет-мессенджер Quiet Internet Pager (QIP; использует протокол ICQ без заключения договора с компанией, как и другие бесплатные мессенджеры). Последняя версия QIP вышла в сентябре 2010 года: она дает возможность пользователям поддерживать голосовую и видеосвязь. Коммутацию QIP с телефонными сетями обеспечивала компания "Манго Телеком", но пока одностороннюю: звонить можно только с QIP на обычные телефоны, но не наоборот. По словам собеседника "Ъ" в окружении господина Прохорова, сейчас тестируется технология и для входящих вызовов, но для них необходима номерная емкость, поэтому ведутся переговоры об использовании свободных номеров в коде 901 мобильного оператора "Скай Линк" (на 100% принадлежит госхолдингу "Связьинвест").
Гендиректор "Медиамира" Михаил Гуревич заявил, что "пока не о чем говорить". Но представитель "Скай Линка" Ольга Пестерева подтвердила, что представители РБК обращались к ним с предложением, проект находится на предварительной стадии. "При определенном уровне доходности мы готовы обсуждать любые проекты MVNO (mobile virtual network operator — оператор связи, использующий инфраструктуру другого оператора, но продающий услуги под собственной маркой.— "Ъ")",— говорит госпожа Пестерева. Она уточняет, что передать номерную емкость можно по разным схемам, например по агентскому договору.
Руководитель проекта "Манго Телеком" Юрий Зигуля добавляет, что его компания может попробовать получить на себя новые номера для QIP — в московских кодах (495, 499) и питерских (812).
Заявки в Федеральное агентство связи еще не поданы, уточнил он. Менеджер не исключает, что полноценный VoIP-проект "Медиамира" заработает до конца года. Широкой рекламной кампании не будет: она не нужна, так как количество нынешних пользователей QIP уже превышает абонентскую базу многих операторов голосовой связи, рассуждает господин Зигуля.
По данным comScore, по итогам сентября 53% посетителей интернета в России пользовались сервисами обмена мгновенными сообщениями. Самым популярным мессенджером был "Mail.ru агент" с аудиторией 12,04 млн уникальных пользователей (50,5% от всех пользователей мессенджеров), в тройку также входят QIP с 10,199 млн человек (42,8%) и IСQ с 7,04 млн (29,5%).
Инвестиции в будущее QIP собеседники "Ъ" оценить затруднились. "По нашей оценке, объем рынка VoIP составит в 2010 году более $20 млн, а количество пользователей достигнет 9 млн. Такие сервисы конкурируют как с фиксированными, так и с мобильными операторами и представляют серьезную угрозу их бизнесу в части дальней связи и роуминга. Стоимость звонков на порядок ниже, чем в традиционных сетях,— это и есть основной и очевидный фактор для пользователей",— считает ведущий консультант J'son & Partners Consulting (J&P) Виталий Солонин. По оценке J&P, в России зарегистрировано как минимум 6 млн пользователей Skype. Бесплатные звонки от компьютера к компьютеру (PC-to-PC) занимают не менее 3/4 всего голосового трафика в VoIP-сетях. Еще четверть приходится на звонки с компьютеров на обычные телефоны (PC-to-Phone). Все-таки "онлайн-номера — нишевой продукт, он привлекает меньше пользователей, чем бесплатные голосовые и видеозвонки или недорогие звонки со Skype на телефонные номера", успокаивает господин Саэль.
Традиционные операторы уже недолюбливают IP-телефонию (см.
справку), но готовы сами ее использовать. Так, в середине лета "МегаФон"
запустил сервис "МультиФон", позволяющий совершать голосовые и видеозвонки
через интернет из любой точки мира по более выгодным тарифам. Сейчас сервис
доступен владельцам компьютеров и мобильных телефонов на платформе Symbian, в
будущем должен появиться и для других операционных систем. "Мы довольны
текущими результатами — количество пользователей услуги постоянно растет, на
данный момент их более 200 тыс.",— отмечает пресс-секретарь "МегаФона" Татьяна
Иванова.
Источник: Коммерсантъ