Сбербанк гонит клиентов из отделений огромной комиссией
C 1 мая Сбербанк зафиксировал минимальный размер комиссии за проведение платежей через свои отделения. Теперь он составляет 30 рублей. Если ваш платеж, например, за услуги мобильной связи, составляет 30 рублей, вы заплатите комиссию 100%. Эксперты считают, что Сбербанк пытается отучить людей от походов в банк и заставить их совершать мелкие платежи через интернет или электронные терминалы
С начала мая размер минимальной комиссии в московских отделениях Сбербанка теперь составляет 3% от суммы платежа, но не менее 30 рублей и не более 2 тыс. рублей. Комиссии с платежей за жилищно-коммунальные услуги пока не взимаются. Особенно серьезно новая комиссия ударит по бюджету людей, решивших перевести через Сбербанк небольшой платеж— до 1 тысячи рублей. Для них отчисления в пользу банка превысят 3%.
Тайный список есть только в компьютере
В нескольких отделениях Сбербанка в Москве корреспонденту GZT.RU подтвердили информацию об изменении тарифов. «Минимум у нас сейчас поднялся— раньше был 3%, а сейчас 30 рублей с любой платежки. Но под это правило подпадают не все, надо смотреть индивидуально по каждому платежу»,— пояснили GZT.RU в отделении рядом с метро «Фрунзенская».
Это правило действует в отношении организаций, не заключивших договор со Сбербанком. Но списка этих организаций у сотрудников банка нет. «Он „зашит“ в программу, и только при проведении платежа мы видим, какой размер комиссии необходимо оплатить»,— сообщили корреспонденту в отделении и заодно предложили открыть счет, чтобы снизить сумму комиссии.
В пресс-службе Московского банка Сбербанка России GZT.RU сообщили, что заключено уже более 5 тысяч договоров с юридическими лицами, на счет которых может быть перечислен платеж. В отношении этих компаний комиссии варьируются, в зависимости от условий договора.
«Мы планируем в будущем разместить списки организаций— получателей платежей, с которыми у банка заключен договор, на сайте банка. Сегодня выяснить, какую комиссию заплатит клиент за проведение платежа в том или ином банке, лучше у получателя платежа напрямую»,— посоветовали в Московском банке Сбербанка России.
С платежей в пользу юридических лиц, с которыми у банка нет договора, берется комиссия 3% от суммы, минимум 30 рублей, максимум 2 000 рублей. Если у клиента в Сбербанке есть счет, то с него также берется 3 %, но минимальный платеж уже составит 10 рублей, максимум те же 2 000 рублей.
Минимальная планка в 30 рублей не касается оплаты ЖКХ, при внесении которой пока комиссия не взимается. Ранее глава столичного отделения Сбербанка Максим Полетаев заявил, что ежегодный доход Сбербанка от некредитных комиссий составляет 2,5 млрд рублей. Из них 1,33 млрд приходится на комиссию от оплаты услуг ЖКХ.
Пример других
Как выяснил GZT.RU, в остальных банках условия еще более жесткие. Лишь в Банке Москвы комиссия составляет те же 3% и минимальный денежный эквивалент не установлен.
«Минимальный тариф установлен для клиентов ВТБ24, которые пользуются дистанционными каналами обслуживания. Для них тариф составляет 0,3%. В отделении это будет стоить дороже, иногда значимо дороже, так как здесь учитывается затраты на работу самого отделения»,— сказал GZT.RU директор департамента розничного бизнеса ВТБ 24 Георгий Горшков.
В одном из отделении ВТБ24 GZT.RU заявили, что минимальная комиссия может составлять и 300, и 400–500 рублей, все зависит от договора с юридическим лицом. Впрочем, по ряду платежей минимальная планка установлена на законодательном уровне. В частности, при оплате налогов комиссии не взимаются.
В Альфа-банке при проведение оплаты через интернет комиссия составит 0,3%. Если клиент банка придет в отделение, то комиссия увеличится до 2% (минимум 299 рублей). Но здесь принимают платежи только у клиентов банка.
«Банк взимает комиссию по своему усмотрению в зависимости от тех трудозатрат, или затрат времени, которые необходимы для оформления платежа»,— пояснил GZT.RU руководитель ипотечного блока Альфа-банка Илья Зибарев. Например, оформление справки кажется вещью пустяковой, занимает не более трех минут. Однако эта операция отвлекает персонал «от его банковской работы», обращает внимание Зибарев.
Все в сад
«30 рублей— это достаточно высокая планка, потому что есть многие виды платежей, которые не превышают 100–200 рублей»,— жалуется Борис Ким, председатель комитета по платежным и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли.
По его мнению, у Сбербанка есть свои резоны: при оплате услуг в сберкассе клиенту выдается специальная форма ПД4, затем эта платежка еще каким-то образом обрабатывается, в итоге подобное обслуживание обходится недешево. «Сбербанк, воздействуя экономическими методами, пытается приучить людей пользоваться терминалами самообслуживания»,— предположил Ким.
«Консервативные клиенты всегда будут, в любом банке. Но за возможностью пользоваться отделением клиентам придется платить чуть более высокую комиссию, потому что стоимость любой транзакции в отделении на практике обходится в 6–10 раз дороже, чем в интернете»,— подтверждает Георгий Горшков из ВТБ 24.
Согласно недавно озвученной стратегии развития Сбербанка России до 2014 года, до 70% платежей должны быть «выведены в удаленные каналы».
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей
Дмитрий Янин считает, что Сбербанк «рублем» пытается отучить людей стоять в очередях в отделениях. «Это, по сути, разгрузка отделений»,— говорит эксперт.
Сбербанку пригрозили антимонопольным разбирательством
Вместе с тем, Дмитрий Янин считает, что если комиссии будут изменены и в региональных отделениях, то это может стать предметом разбирательства со стороны антимонопольной службы, ведь Сбербанк занимает доминирующее положение на рынке банковских услуг.
«Вы приходите в магазин, а хлеб стоит 30 рублей. Вы же не спрашиваете: „Почему?“. Вы покупаете или идете в другой магазин. Тариф— это та же цена, с той лишь разницей, что банк продает не товары, а услуги, и они стоят определенных денег»,— пояснили в Московском банке Сбербанка России.
«Сбербанк может вводить любые комиссии. Но есть правило одно общее для всех: если субъект занимает доминирующее положение, он этим доминирующим положением не должен злоупотреблять»,— пояснил GZT.RU замhуководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Кашеваров.
По его словам, пока в ФАС не поступали жалоб от граждан на комиссии Сбербанка. «Для того, чтобы сказать, что введение минимальной комиссии в размере 30 рублей является злоупотреблением доминирующим положением, нужно проводить исследование рынка, и смотреть как в условиях конкуренции работают другие банки , не занимающие доминирующего положения»,— подчеркнул Андрей Кашеваров.
Источник: Gzt.ru