ИИ может стать неотъемлемой частью маркетинга через пять лет

Искусственный интеллект будет встроен в маркетинг так же естественно, как сегодня CRM, в течение 3–5 лет. К такому выводу пришли авторы исследования borevich.agency°, опросив представителей малого бизнеса, корпораций и государственных компаний.
Сегодня 66% бизнес-организаций применяют ИИ в рекламной сфере, как следует из результатов опроса. Среди них 26% заявили об активном использовании этих технологий, 40% рассказали, что тестируют ИИ для отдельных решений.
Есть и различия по сегментам бизнеса. B2B делает фокус на аналитике и прогнозировании спроса. Главный барьер — непонимание первых шагов. B2C акцентирует внимание на персонализации рекламы и создании контента. Барьеры — сомнения в эффективности и стоимость. B2G демонстрирует наиболее осторожный подход. Барьеры — организационные: непонимание, с чего начать, и согласования.
В основном нейросети помогают справляться с креативными задачами в маркетинге. Согласно опросу, 26% компаний применяют технологии для создания визуального контента, 22% ― для написания текстов, а 20% ― для персонализации рекламы и контента. Еще 14% опрошенных организаций тестируют ИИ для чат-ботов и автоматической поддержки клиентов.
«В более сложные процессы — управление кампаниями, прогнозирование, сегментацию — компании внедряются медленнее, что говорит о низкой зрелости технологий в реальной практике», ― отмечается в результатах исследования.
Среди инструментов респонденты выделили ChatGPT (46%), YandexGPT (24%) и Midjourney (18%). Кроме того, они упоминали GigaChat, Perplexity, Deepseek и Gemini.
Главным эффектом от внедрения ИИ опрошенные представители бизнеса назвали экономию времени сотрудников (39%). Каждый пятый респондент отметил снижение затрат, 13% ― рост продаж. Причем ускорение процессов стало ключевым мотивом для 39% компаний. Помимо этого, присутствует желание автоматизировать рутинные задачи (22%).
«Это показывает, что компании пока используют ИИ на “операционном” уровне. Финансовые эффекты (рост продаж, снижение затрат) пока воспринимаются скорее как дополнительные», ― указали аналитики.
Вместе с этим 33% респондентов заявили, что не применяют искусственный интеллект в маркетинге. Из них большая часть (18%) не собирается применять эти технологии, а 15% рассказали о планах протестировать ИИ в будущем. Однако это вряд ли произойдет в ближайший год, как показал опрос: 56% отметили, что, возможно, внедрят нейросети в течение года, 44% заявили об отсутствии таких планов.
Четверть респондентов (25%) не используют ИИ, потому что сомневаются в эффективности этих технологий. Столько же опрошенных (25%) указали в качестве причины нехватку специалистов. Кроме того, у 18% нет бюджета для этого. Еще 18% не знают, как применять ИИ в их бизнесе. Вместе с этим 15% не видят ценности в искусственном интеллекте. Среди барьеров респонденты также назвали сомнения в эффективности (36%), непонимание, с чего начать (28%), высокую стоимость внедрения (22%) и отсутствие времени на тестирование (14%).
На вопрос о мотивации внедрять ИИ почти треть опрошенных (32%) ответили, что ею может стать бесплатный тест инструментов. 24% указали на потребность в примерах успешных кейсов из рекламной отрасли, а 20% назвали мотивацией готовый план внедрения ИИ под их бизнес. Еще 10% выделили важность поддержки от экспертов.
«Это подтверждает, что главным барьером является не стоимость, а недоверие и недостаток практики», ― говорится в исследовании.
Тем не менее аналитики пришли к оптимистичным выводам, согласно которым, все сегменты бизнеса сегодня переходят к массовому использованию искусственного интеллекта, включая применение на уровне автоматизации и аналитики в будущем. По их мнению, компаниям стоит обучать специалистов, развивать стратегии внедрения ИИ и закреплять этот опыт. Иначе, не используя технологии, бизнес рискует отстать от конкурентов, указали авторы исследования.
Исследование в формате онлайн-опроса было проведено в августе 2025 г. Респондентов разделили по типу бизнеса (57% B2B, 35% B2C и 8% B2G), а также по размеру компаний (39% опрошенных ― до 15 сотрудников, 33% ― от 16 до 100 сотрудников, 7% ― от 101 до 250 сотрудников, 21% ― более 250 сотрудников).