Онлайн-ритейлу навязывают офлайновые правила игры
Инициатором распространения Кодекса добросовестных практик на e-com является Руспродсоюз
Кодекс добросовестных практик (КДП), который регулирует отношения между российскими розничными сетями и поставщиками, предложили распространить на онлайн-ритейл. В Руспродсоюзе настаивают на том, что из-за отсутствия общих правил игры поставщики не могут планировать экономику контракта, товарооборот и прибыль на интернет-площадках. Внесение изменений в кодекс позволит отразить специфику онлайн-торговли, считают в организации. Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) уже готовит официальную позицию, после чего продолжит консультации с комиссией КДП, пишет «Коммерсантъ».
В офлайновой торговле кодекс в первую очередь защищает интересы поставщиков продуктов питания и товаров повседневного спроса (FMCG). В частности, документ регулирует правила заказа и возврата товара, условия взаиморасчетов, штрафных санкций, порядок согласования цен и скидок.
На фоне пандемии рынок продуктового онлайн-ритейла продемонстрировал стремительный рост, в апреле его доля на российском рынке FMCG достигла 5% в натуральном выражении (данные Nielsen). Согласно прогнозу Infoline, по итогам текущего года оборот онлайн-продаж FMCG увеличится более чем в три раза относительно 2019 г.
Одна из претензий Руспродсоюза к e-com заключается в том, что операторы онлайн-площадок могут менять условия в одностороннем порядке, а их тарифы непредсказуемы. В АКИТ же подчеркивают, что в интернете бизнес-процессы кардинально отличаются: к примеру, у розничных сетей есть наценка, а маркетплейс берет комиссию за товар, при этом саму цену устанавливает непосредственно поставщик или производитель. Президент ассоциации Артем Соколов назвал обсуждение вопроса о распространении КДП на e-com преждевременным.