13 Октября 2015 | 09:58

Бунт на миллионы: сколько потерял «Яндекс» на перезапуске «Кинопоиска»

Обновленная версия сайта Kinopoisk.ru просуществовала всего четыре дня. Владелец сервиса — компания «Яндекс» — из-за недовольства пользователей откатила изменения, стоившие двух лет и десятков миллионов рублей

Картинка Бунт на миллионы: сколько потерял «Яндекс» на перезапуске «Кинопоиска»

«Простоял памятником»

«Яндекс» купил интернет-портал​ «Кинопоиск» у его основателей Виталия Тация и Дмитрия Суханова (им в сумме принадлежало около 60%) и французской группы AlloCine в конце 2013 года за $80 млн (около 2,6 млрд руб. на то время). Предполагалось, что сайт перейдет от контентной модели к сервисной: к новостям, рейтингам, информации о премьерах и расписаниям кинотеатров должен был добавиться функционал онлайн-кинотеатра.

Первоначально «Кинопоиск» существовал на деньги своих создателей, затем попытался зарабатывать на продаже дисков, но не сумел справиться с доставкой. При продаже «Яндексу», как сообщала газета «Ведомости» со ссылкой на презентацию для инвесторов, портал все-таки был прибыльным — деньги приносила контекстная реклама и ролики, встраиваемые в показы трейлеров. В отчетности «Яндекса» показатели «Кинопоиска» не выделяются; ​по данным СПАРК, выручка ООО «Кинопоиск» в 2014 году составила 68 млн руб., убыток — 436 тыс. руб.

Новая модель предполагает, что пользователи смогут искать и смотреть фильмы, не покидая сайт kinopoisk.ru, хотя показ будет осуществлять один из «настоящих» интернет-кинотеатров — партнеров «Кинопоиска». Партнеры получат часть аудитории ресурса, а взамен поделятся с «Яндексом» доходом от платных подписок или частью своей рекламной выручки. По данным TNS Russia, месячная аудитория «Кинопоиска» сократилась с 20,8 до 15,2 млн человек с января по август 2015 года.

Как рассказал РБК Суханов, идея с онлайн-показами «продавалась» «Яндексу» вместе с «Кинопоиском» — даже на старой версии сайта были кнопки перехода на площадки партнеров. «Мы ждали, что это будет современный сайт со всеми функциями, что были раньше, плюс новые крутые штуки, — говорит Суханов. — У нас был список новых функций на годы вперед. Но в итоге сайт простоял «памятником» два года, на протяжении которых даже ошибки не исправлялись».

«Яндекс» занимался перезапуском с 2013 года — над проектом работала специально созданная команда, в которую также вошли люди из «старого» «Кинопоиска», основателей сервиса оставили в качестве консультантов, утверждает представитель «Яндекса» Юлия Бабикова. В частности, «Кинопоиск» разработал универсальную версию плеера, единую для всех партнеров, на которую ушло несколько месяцев, уточняет руководитель направления медиасервисов в «Яндексе» Дмитрий Степанов. «Сначала речь шла о технологической интеграции, о переезде проекта в дата-центры «Яндекса», затем мы начали заниматься перерисовкой нового «Кинопоиска» и, собственно, разработкой к перезапуску», — рассказывает он.

Суханов утверждает, что никто с ними не советовался: «Впервые новый продукт мне показали 25 сентября через пиар-менеджера компании». По его словам, он сообщил команде «Яндекса» об обнаруженных в beta-версии «нового» сайта ошибках, но был уверен, что к объявленной дате перезапуска — к 8 октября — все их исправить не удастся.

Провальный сеанс

«Некоторые люди столкнулись с техническими проблемами в работе сайта, многие не увидели на новом сервисе свои оценки и списки фильмов, часть пользователей не нашли информации и возможностей, к которым они привыкли за годы использования «Кинопоиска». Мы просим прощения за эти проблемы. Спасибо всем за отзывы, пожелания и справедливую критику», — объяснил «Кинопоиск» на своем сайте 12 октября, спустя четыре дня после неудачного перезапуска.

Обновленная версия вызвала шквал критики в социальных сетях: в Twitter появился хэштег #вернитекинопоиск, на ресурсе Change.org была создана петиция, обращенная к руководству компании, в которой пользователи жаловались на отсутствие в новой версии привычных функций — папок со списками фильмов, новостной ленты и других привычных элементов, у некоторых пропали отмеченные фильмы и оценки. «Яндекс» объяснил, что многие проблемы можно решить привязкой аккаунта на сайте «Кинопоиска» к уже имеющемуся или вновь созданному аккаунту в «Яндексе».

Технические проблемы отметили и партнеры «Кинопоиска»: например, кинотеатр Ayyo (позволяет брать фильм для просмотра «в аренду») столкнулся с тем, что не проходила оплата за фильм, рассказывал директор Ayyo по маркетингу Арсен Авдалян.

«Яндекс» продолжит работать над «Кинопоиском» на отдельном домене — beta.kinopoisk.ru​​, пока не удастся ликвидировать все неполадки и замечания со стороны пользователей. Решающим фактором для того, чтобы вернуть старую версию ресурса, стало большое количество отзывов людей, которые огорчились из-за обновления, отметил Степанов: «Поэтому мы признали свою ошибку, извинились и приняли решение о возвращении «старого» «Кинопоиска». Источник, близкий к руководству «Яндекса», подчеркнул, что менеджерам новый «Кинопоиск» понравился, однако общественное мнение надо уважать.

Понять аудиторию

«Яндекс» не раскрывает размер вложенных в перезапуск «Кинопоиска» средств. Бывший менеджер киносервиса Mail.Ru Group Антон Фролов оценивает общие затраты на проект — работу разработчиков, менеджеров, дизайнеров — в 15–20 млн руб. Топ-менеджер другой российской интернет-компании полагает, что затраты могли составить и 40–50 млн руб.

По мнению создателя сервиса «Медиаметрикс», главы Института развития интернета Германа Клименко, вернув старую версию «Кинопоиска», «Яндекс» фактически расписался в том, что не понимает свою аудиторию и на протяжении двух лет занимался тем, что ей не нужно. После возвращения к старой версии компании будет очень сложно с точки зрения репутации доказать впоследствии, что новый продукт стоящий, считает он.

Топ-менеджер крупной российской технологической компании в разговоре с РБК отмечает, что «Яндексу», вероятно, стоило бы с самого начала тестировать beta-версию нового «Кинопоиска» на широкой версии. «Яндекс» заявил, что тестировал сайт с мая — но только среди сотрудников самого «Яндекса», кинотеатров-партнеров и на тысяче наиболее преданных пользователей.

Источник: РБК

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.