В смете на размещение рекламы были замечены высокие цены
Провести полную проверку сметы
On-line Buying Check
08 Октября 2012
Более 17% сайтов заказывается без договора
Более 30% недорогих сайтов заказывается вообще без договора, а составление технического задания практически не востребовано на рынке как самостоятельная услуга — такие данные были получены в результате исследования, проведённого проектом «Рейтинг Рунета» при поддержке компании Proactivity Group

В процессе исследования был проведён опрос среди компаний, недавно обращавшихся за услугами веб-разработки. В опросе были затронуты две важные темы:

— Документальное оформление отношений между заказчиком и исполнителем.
— Составление технического задания для веб-разработки.

Представляем итоги нашего исследования.

Более 40% сайтов разрабатывается на «джентльменских условиях»

Во время опроса участники должны были ответить на вопрос: «Как документально оформлялись отношения?» Они могли выбрать один из следующих вариантов ответа:

— Договорились неформально, без бюрократии.
— Подписали стандартный общий договор — просто как основание для оплаты услуг исполнителя.
— Подписали развёрнутый договор с детальным описанием оказываемых услуг, гарантий и обязательств сторон.
— Подписали развёрнутый договор, плюс отдельно документировали каждый этап разработки.

Общая картина получилась следующая. 17,5% процентов сайтов делается вообще без всяких договоров. Ещё 24,6% — с формальным договором, служащим лишь основанием для перечисления денег. То есть, более 40% проектов ведутся на заведомо «джентльменских условиях», когда процесс регулируется не согласованным юридическим документом, а некими неформальными договорённостями.

Очевидно, что в этом случае участники процесса никак не защищены от недобросовестности партнёра.

Однако, если рассмотреть распределение ответов по ценовым сегментам, мы сможем увидеть «нюансы и оттенки». В рамках данного исследования мы выделяем три основных ценовых диапазона:

— заказчики, затратившие на создание сайта до 100 тысяч рублей;
— заказчики сайтов стоимостью от 100 до 300 тысяч рублей;
— заказчики с бюджетом свыше 300 тысяч рублей.

Как видим, к неформальным отношениям особенно склонны проекты стоимостью до 100 тысяч рублей. При достаточно невысокой цене вопроса стороны не рассматривают судебное разбирательство (для которого важен детальный договор) как инструмент решения конфликта.

В случае возникновения конфликтной ситуации комплексные судебные издержки (время, деньги) обойдутся дороже, чем может дать в итоге положительное решение. Поэтому в этом сегменте 30,8% сайтов делается вообще без документального оформления отношений. А ещё 26,9% заказчиков заключают формальный договор, который тоже в судебном процессе не помощник. То есть, число «джентльменских соглашений» в недорогой разработке близится к 60% (в целом по выборке — более 40%, см. выше).

Впрочем, это факт очевидный, он интересен лишь указанием конкретных значений. Столь же очевидным является и усложнение договора по мере роста стоимости — так, для проектов дороже 300 тысяч рублей основная масса заказчиков подписывает детализированые договоры или детализированные договоры с приложениями к ним.

Гораздо любопытнее другой момент — наличие «бездоговорных» и «формально-договорных» отношений в дорогих сегментах. Судя по полученным данным, на «честном слове» держится разработка более 30% проектов стоимостью от 100.000 до 300.000 рублей и 17% проектов дороже 300.000 рублей.

Чем считать этот показатель — правовым нигилизмом, неверием в арбитражное судопроизводство или глубокой верой в способность людей договариваться? Этот вопрос мы пока что оставим без ответа.

Ещё один вопрос без ответа — пункт «Другое», который в ходе опроса, к сожалению, не был раскрыт подробно. Мы можем лишь констатировать, что примерно 2% заказчиков договариваются с исполнителями «не устно и не письменно», а как-то иначе. Возможно, за этим выбором стоят какие-то комбинированные схемы взаимодействия, сочетающие несколько разных форматов договорённостей. Или же — что-то совершенно «другое».

18,4% сайтов разрабатывается вообще без техзадания

Если договор определяет формальные стороны взаимодействия (сроки, этапы, стоимость работ, гарантии), то техническое задание описывает само содержание разработки. Нас интересовало, как обстоят дела с составлением техзаданий на современном рынке веб-разработки, поэтому опрашиваемым было предложено ответить на вопрос: «Составлялось ли техническое задание на планирующиеся работы?» Они могли выбрать один из следующих вариантов ответа:

— Нет, всё решали в живом общении: устно, через почту и мессенджеры.
— Мы сами составили ТЗ и передали его исполнителю.
— ТЗ составил исполнитель — в качестве бесплатной услуги в рамках проекта.
— ТЗ составил исполнитель — в качестве отдельного оплаченного нами этапа проекта.
— Мы заказывали ТЗ у других специалистов, после чего передали его исполнителю.

Надо заметить, что вопросы, связанные с техзаданием, весьма неоднозначны. Так, например, 32,7% заказчиков указали, что составили ТЗ самостоятельно. В то же время, большинство разработчиков не считают присланные заказчиком описания собственно техзаданиями. В лучшем случае, к этому документу подходит термин «пожелания». С другой стороны, для простых сайтов без сложного функционала достаточно и перечня пожеланий, а в составлении детального ТЗ нет особого смысла. Это значит, что составленное заказчиком «пожелание» вполне соответствует логике нашего опроса — его можно считать техзаданием.

«Бесплатное» составление ТЗ — ещё один неоднозначный момент. Понятно, что даже если за ТЗ заказчик не платит отдельно, то стоимость работы над ним, в любом случае, будет включена в общую цену проекта. Тем не менее, мы остановились на такой формулировке, так как именно так чаще всего презентуется эта услуга заказчику, если в калькуляции не выделена отдельно стоимость составления техзадания.

После этого необходимого вступления переходим к результатам опроса. Для наглядности мы свели все данные в общую гистограмму: первый столбец в каждой группе отражает общие результаты, а дальше идут данные по разным ценовым сегментам.

Итак, 18,4% всех опрошенных ТЗ не составляли вообще, решая всё «на пальцах». Закономерно, что основная масса таких ответов приходится на проекты ценой до 100 тысяч рублей — среди них не составляют техзадание 26,4%. Это логично, так как именно недорогие проекты часто бывают простыми, не требующими детального описания. С другой стороны, даже при высокой сложности проекта, но малом бюджете, этап составления ТЗ могут «выбрасывать» из экономии.

А вот тот факт, что около 10% дорогих проектов обходятся без составления техзадания, заставляет задуматься. Впрочем, далеко не всегда «дорогой» = «сложный». Например, «дизайнерские» сайты, в которых основные расходы приходятся на разработку дорогого дизайна, вполне могут обходиться без развёрнутого технического задания.

Самостоятельно составляли техзадание 32,7% всех опрошенных (с оговоркой, приведённой во вступлении). По ценовым сегментам также наблюдается предсказуемая картина — если для сегментов «до 100 тысяч» и «100-300 тысяч» количество сайтов без ТЗ составляет соответственно 37,7% и 33,3%, то для сегмента «свыше 300 тысяч» число «самоделкиных» резко падает до 8,3%.

Представляется, что у такого поведения «дорогих» заказчиков есть сразу две причины, причём возможная сложность проекта тут значения не имеет (в предыдущем отчёте мы показали, что сложность веб-разработки не является определяющим фактором ценообразования).

Фактор первый: тратя более значительные суммы, заказчик резонно хочет получить и более качественный сервис. В том числе — перекладывая на разработчика задачу по формализации процесса.

Фактор второй: в недорогих проектах чаще всего основным лицом, ответственным за процесс со стороны заказчика, становится руководитель компании, который держит в голове всю картину: потребности компании, задачи сайта, имеющиеся средства и т.д. А по мере увеличения бюджета всё чаще ответственным лицом становится «руководитель среднего звена», например — начальник отдела рекламы, маркетинга, а то и отдела продаж. И это лицо далеко не всегда имеет полномочия, а главное — время и возможности, чтобы самостоятельно определить и описать всё, что компании требуется от сайта. Поэтому эта задача перекладывается на веб-студию, а заказчик оставляет за собой лишь согласование и утверждение готового документа.

Пункт «ТЗ бесплатно составил исполнитель» показал самое равномерное распределение ответов — от 21% до 28% в зависимости от сегмента, и 25,5% как общий средний результат. Очевидно, что «скрытое» составление техзадания является самым популярным форматом на современном рынке веб-разработки. С одной стороны, важный документ составляется, с другой стороны — заказчик думает, что ему это обошлось бесплатно. Учитывая, что основное число корпоративных сайтов в техническом отношении устроены довольно просто, такой формат является, видимо, оптимальным в большинстве случаев — он не провоцирует заказчика на попытки сэкономить и написать всё самостоятельно.

Следующий пункт (ТЗ составил исполнитель за деньги) показывает нам два интересных момента. Момент первый: в «дорогой» разработке за ТЗ отдельно платили почти 60% заказчиков. Момент второй: не менее 7% заказчиков в нижнем ценовом диапазоне тоже оплачивали ТЗ отдельно! Этот факт показывает, что в недорогой веб-разработке есть специалисты, способные доказать важность этого документа, и клиенты, готовые даже при скромном бюджете сознательно оплатить предварительную «бумажную» работу.

Самый интересный результат в нашем исследовании показал последний пункт (заказ ТЗ у сторонних специалистов). Он набрал всего 1% в общей выборке и 3,1% в сегменте «100-300 тысяч рублей». То есть, хотя на рынке и есть возможность заказать ТЗ отдельно, особого спроса на эту услугу нет.

Хорошо это или плохо? С одной стороны, это — прямое следствие недооценки заказчиками важности самого ТЗ. С другой — даже в самом подробном ТЗ остаются моменты, понятные только тому, кто непосредственно общался с заказчиком и проникся его вИдением проекта. Поэтому и для заказчика, и для разработчика может быть предпочтительнее, чтобы весь процесс находился в одних руках.

Основные выводы исследования:

— Разработка около 60% недорогих проектов, более 30% средних и 17% дорогих проектов ведётся либо вообще без договора, либо с формальным договором. Основанием работы становятся лишь неформальные договоренности.
— В 18% случаев веб-разработка обходится вообще без ТЗ, а в 32% случаев заказчик составляет его самостоятельно.
— Даже в сегменте недорогой разработки есть заказчики, готовые отдельно оплачивать этап составления техзадания.
— Услуга по независимому составлению техзаданий в настоящий момент не пользуется спросом на рынке веб-разработки.

Источник: Рейтинг Рунета




Можно обсудить этот материал или почитать другие новости.
Новости
июнь 2018
Каталог 7889 компаний
ImpactoСтудия Олега ЧулаковаSocialist Media
Расширенный поиск
Cпецпроекты, нестандартная реклама Кейсы Каталог проектов The WIT
Самый большой каталог ООН в России
рекламные щиты 3x6
Москва и регионы
адреса, фото и цены
160 000 поверхностей
Поиск
Эккаунты 3567 компаний
Найти
архив с 2002 по 2012 год доступен в Data Center