Цифровая журналистика развивается семимильными шагами, несмотря на нестабильность мировой экономики
Владельцы изданий все больше инвестируют в видео, мобильные приложения и инфографику на фоне роста онлайн-аудитории согласно последнему глобальному исследованию международной сети независимых агентств Oriella PR Network
Издания во всем мире диверсифицируют предоставляемый
цифровой контент, делая его доступным на большем количестве устройств, и
сегодня чаще, чем когда-либо за последние пять лет, обращаются к цифровым СМИ в
поиске нужной информации. Таков один из основных выводов исследования,
результаты которого сегодня были опубликованы международной сетью независимых
агентств Oriella PR Network. Исследование также показало, что цифровой бум в
редакциях ознаменовался возвратом к традиционной журналисткой практике: в 2012
году значимость проверенных и доверительных источников информации резко
выросла, в то время как интерес к «упакованному» продукту упал.
В ходе пятого по счету ежегодного исследования Oriella Digital Journalism Study
было опрошено свыше 600 журналистов в 16 странах, охватывающих Европу,
Азиатско-Тихоокеанский регион, Северную и Южную Америку. Опрос показал, что
настроения в СМИ более или менее оптимистичные, несмотря на нестабильность
мировой экономики: в этом году свыше половины (54%) ожидают рост аудитории
своих изданий и только 20% прогнозируют ее уменьшение.
Использование изданиями онлайн видео по сравнению с прошлым годом почти
удвоилось: 36% журналистов отметили, что их издания публикуют видео. Кроме
того, 40% заявили, что их издания публикуют авторские блоги, а 22% используют
редакционную инфографику.
Выше обозначенные тенденции характерны и для российского медиарынка. Согласно
исследованию российские журналисты не менее активно используют доступные
цифровые активы, такие как видео, инфографику, блоги. Любопытно, что ни в одной
другой стране блоги не оказались столь востребованными в качестве источника
информации. Впечатляющие 90% опрошенных российских журналистов признали, что в
подготовке публикаций обращаются к блогам, которые знают и которым
доверяют.
Опрос мнений среди российских журналистов проводился агентством Buman Media,
официальным представителем Oriella PR Network в России.
«Развитие цифровой журналистики в России — это уникальный феномен: как
показывает исследование, именно здесь издания и авторы максимально используют
онлайн возможности. К примеру, российские журналисты технически подкованы и
гораздо более активно применяют социальные медиа, чем их зарубежные коллеги, —
говорит Наталья Бучельникова, генеральный директор Buman Media. — Еще одно
отличие российских СМИ — наличие уникальных интерактивных материалов: так,
издания чаще публикуют собственные, а не заимствованные видеоматериалы и
инфографику. Обширный инструментарий журналистов в силу падения доходов от
печатных версий изданий не так давно пополнился мобильными версиями газет и
журналов для смартфонов и планшетов. На мой взгляд, у этого сегмента рынка в
России огромный потенциал».
О растущей значимости мобильных устройств и социальных СМИ в определении
стратегий монетизации изданий свидетельствуют стабильное увеличение числа
мобильных приложений и популярность официальных страниц изданий на Twitter и
Facebook. Сегодня каждое 4-е издание имеет мобильное приложение, и около
половины ведут официальные страницы на Facebook (52%t) и Twitter (46%).
Форум – единственный вид контента, популярность которого продолжила падать. По
сравнению с 2008 годом (37%) в этом году лишь 20% изданий предоставляют
возможность читателям общаться на форумах.
Достоверность имеет значение!
Исследование показало, что журналисты активно используют каналы социальных СМИ
в поиске информации, при этом предпочитают черпать информацию из источников,
которые знают и которым доверяют. Свыше половины (53%) опрошенных журналистов
следят за обновлениями на Twitter, Facebook, Weibo и др. от знакомых
источников. Доверие к микроблогам падает примерно на 50%, когда информация
приходит от незнакомых источников.
В отношении использования блогов рисуется похожая картина: 44% респондентов
используют знакомые блоги в качестве источников информации, но только 22%
обратилось бы к незнакомым источникам.
В целом исследование подчеркивает важность проверенных источников и постепенное
угасание интереса к традиционным способам получения информации. Тем не менее,
доверие к экспертам индустрии выросло с 54% в 2011 до 64% в этом году, в то
время как интервью с представителями компании стали предпочтительной отправной
точкой в процессе создания публикации, сместив пресс-релиз на пятое по
популярности место.
Печатники и цифровики сыграли вничью?
Исследование показывает, что миграция изданий в зону «онлайн» замедлилась. В
2011 году 50% респондентов утверждали, что печатная версия их издания наиболее
востребована читателем. В 2012 году такой ответ дали 47%. При этом доля
обновляемого контента (свыше 60%) в расчете на издание – своеобразный
измеритель инвестирования в цифровые платформы – практически не
изменилась.
Журналисты с осторожным оптимизмом смотрят в будущее
Несмотря на то, что число журналистов, получающих удовольствие от работы, резко
сократилось, таковых все же большинство. В этом году, в отличие от 43% годом
ранее, треть (33%) журналистов отметила, что их интерес к работе повысился.
Чуть более трети журналистов – 36% – также заявили, что качество публикуемых
материалов благодаря использованию цифровых активов улучшилось по сравнении с
прошлом годом. При этом 20% придерживаются обратной точки зрения и отмечают
ухудшение качества редакционных публикаций.