Жан де Витт может возглавить Russ Outdoor
В группе Russ Outdoor, крупнейшем в стране операторе наружной рекламы, уже в этом месяце может вновь появиться управляющий директор. Главный претендент на должность, ставшую вакантной после ухода Максима Ткачева, – возглавляющий ИД Sanoma Independent Media Жан де Витт
Новым управляющим директором всей группы Russ Outdoor может быть назначен Жан де Витт. Об этом AdIndex рассказали три источника, близких к оператору наружной рекламы, и подтвердил знакомый господина де Витта. Сам Жан де Витт в выходные не ответил на запрос. Представитель Russ Outdoor отказался от комментариев.
Контракт с господином де Виттом еще не подписан, но он – наиболее вероятный кандидат из трех рассматриваемых, уточняет один из собеседников AdIndex. Если Жан де Витт примет предложение, то выйти на новое место он может уже 8 февраля, добавляет другой источник.
Сорвавшаяся сделка
Без руководителя, отвечающего за всю операционную деятельность, Russ Outdoor осталась в мае прошлого года, когда группу покинул ее основатель и один из совладельцев Максим Ткачев. В тот момент часть акционеров, в том числе и господин Ткачев, продавали свои пакеты в Russ Outdoor агентству «Лайса», рекламному подрядчику РЖД. Тогда все рассчитывали, что сделка, которую на тот момент уже одобрила Федеральная антимонопольная служба, будет закрыта в ближайшее время. Соответственно, ожидалось, что новые собственники Russ Outdoor согласуют кандидатуру нового управляющего директора с другими акционерами группы, которые в сделке не участвовали. Но совладельцем Russ Outdoor «Лайса» так и не стала. Ее учредители не смогли привлечь кредит и договориться с продавцами о приемлемой цене.
Акционерами головной структуры Russ Outdoor – зарегистрированной в Нидерландах Russ Out of Home B.V. – являются, по данным на 30 июня 2014 года, «ВТБ Капитал» (26,43%), французская JCDecaux (25%), американский инвестор, основатель телеканала СТС Питер Герви (21,85%), Максим Ткачев и топ-менеджеры Russ Outdoor (20,72%) и, наконец, Marathon Outdoor Cooperatief (6%), действующая в интересах члена совета директоров Альфа-Банка Андрея Косогова.
Свои пакеты «Лайсе» хотели продать Питер Герви, Андрей Косогов, а также Максим Ткачев и топ-менеджеры Russ Outdoor. Рекламный подрядчик РЖД получил бы, таким образом, 48,57% группы и смог бы ее контролировать, если только «ВТБ Капитал» и JCDecaux не договорились бы о совместных действиях по управлению Russ Outdoor.
В отсутствии управляющего директора решения по операционной деятельности топ-менеджеры Russ Outdoor принимают коллегиально, при этом наибольший вес сейчас у финансового директора Расселла Хорта, рассказывает собеседник AdIndex в группе. По его словам, наиболее спорные вопросы решает уже президент Russ Outdoor и директор по инвестициям «ВТБ Капитала» Евгений Сендеров, отвечающий за стратегическое развитие группы.
Жан де Витт – креатура «ВТБ Капитала» и JCDecaux, которую готовы согласовать и другие акционеры Russ Outdoor, утверждает источник, близкий к группе.
Содиректор JCDecaux Жан-Франсуа Деко, Питер Герви, представитель Marathon Outdoor Cooperatief в совете директоров Russ Outdoor, а также пресс-служба «ВТБ Капитала» пока не ответили на запросы. Максим Ткачев отказался от комментариев.
Глава уже распроданного по частям ИД
Жан-Эммануэль де Витт с апреля 2013 года занимает пост гендиректора крупнейшей в России по рекламным доходам издательской группы Sanoma Independent Media (на тот момент выпускала журналы Cosmopolitan, Esquire, National Geographic, Men's Health, Grazia, Harvard Business Review, газеты «Ведомости», The Moscow Times и т.д.). До этого родившийся в 1970 году во Франции и закончивший EDC Business School в Париже менеджер работал в розничной сети Casino и французской медиагруппе Lagardere. В 2003-м господин де Витт стал топ-менеджером российской издательской группы «АФС-Интермедиагрупп» (тогда СП Lagardere и Виктора Шкулева, сейчас – Hearst Shkulev, СП Виктора Шкулева уже с американской Hearst Corp.).
Спустя несколько месяцев после того, как Жан де Витт возглавил Sanoma Independent Media, ее основной совладелец – финская Sanoma Corp. – объявила, что в связи со сменой стратегии намерена продать, в том числе, и свой российский бизнес. Юридически ИД Sanoma Independent Media представлял собой группу компаний, в которых у Sanoma Corp. были разные доли, но функционировали они как единое целое.
Поиск покупателя на Sanoma Independent Media растянулся на несколько лет. Усугубили ситуацию принятые осенью 2014 года поправки в закон «О СМИ», которые запретили иностранцам с января 2016 года владеть более 20% в учредителе любого российского СМИ.
В результате в апреле прошлого года финская Sanoma Corp. продала Демьяну Кудрявцеву свои 33% в ЗАО «Бизнес Ньюс Медиа», учредителе и издателе газеты «Ведомости». Господин Кудрявцев приобрел тогда также права на издание нескольких журналов (National Geographic, Men’s Health, Harvard Business Review) и газеты The Moscow Times. Впоследствии эти активы были переведены на супругу Кудрявцева.
А в последних числах декабря 2015 года было
объявлено о достигнутом соглашении продать все оставшиеся
активы Sanoma Independent Media. Покупателем была названа основанная Сергеем
Азатяном и Антоном Иншутиным инвестиционная компания
Inventure Partners.
В консорциум инвесторов, покупающих активы Sanoma Independent Media, помимо
господина Азатяна входят также владелица модного дома Rusmoda Оксана
Лаврентьева, директор российского офиса Walt Disney Co. Марина Жигалова-Озкан,
бывший вице-президент Газпромбанка Андрей Милюков, и бывший финансовый директор
«Альфа Капитала» Наталья Раджпут, ранее сообщал
РБК.
Таким образом, как единое целое ИД Sanoma Independent Media фактически больше
не существует. Последние доступные данные о выручке Sanoma Independent Media
датируются 2013 годом – тогда она составила €70 млн (почти 3 млрд руб. по
среднему курсу ЦБ за тот год). В 2014 году только рекламная выручка ИД могла
составить, по оценке AdIndex, 3 млрд руб.
Показатели Russ Outdoor известны за финансовый год, закончившийся 30 июня 2014 года. За тот период выручка по МСФО в рублевом исчислении составила почти 10,2 млрд руб., операционная прибыль – 1,2 млрд руб., чистая прибыль – почти 127 млн руб.
В 2015 календарном году выручка Russ Outdoor могла составить 5,9 млрд руб. (без учета небольших форматов), оценивает исследовательская компания «ЭСПАР-Аналитик» по результатам мониторинга в 40 крупнейших городах страны. В них группа эксплуатирует более 28 тыс. рекламных поверхностей общей площадью 351 тыс. кв. м. По доходам Russ Outdoor – безоговорочный лидер российского рынка наружной рекламы, следует из данных «ЭСПАР-Аналитик». Возможную прошлогоднюю выручку группы Gallery, главного конкурента Russ Outdoor, исследователь оценивает в 4,7 млрд руб.