Мартин Соррелл развязал войну между рекламой и IT-специалистами
Исполнительный директор WPP Мартин Соррелл, чей голос в рекламном бизнесе сегодня, пожалуй, наиболее весом, недавно дал интервью, где поставил под сомнение эффективность социальных медиа в качестве рекламного инструмента
На фоне всей сегодняшней суеты индустрии рекламы вокруг социальных медиа это звучит как маниакальное недоверие, сомнение в их «bona fides», т.е. в добросовестности. Сегодня все хотят быть в составе агентств социальных медиа – любая агентская сеть или холдинговая компания хочет их купить. Buddy Media – социальное рекламное агентство, даже получило венчурные инвестиции. Реклама сегодня – это уже не то, на что бизнес-сообщество прежде смотрело с презрением. Однако Соррелл заявил Royal Television Society, что его гложут «некоторые фундаментальные сомнения в способности превратить социальные платформы в деньги».
«До сих пор мы писали друг другу письма, - рассказал он. – А теперь мы общаемся через Facebook, Twitter и прочие формы коммуникации. Если вы прервете это общение собственным рекламным сообщением, вы можете попасть впросак». Конечно, его высказывание прозвучало несколько лукаво, поскольку ранее он говорил о том, что оценка Facebook в 15 миллиардов долларов слишком мала, и что он видит реальную цену в 100 миллиардов долларов.
Теперь Соррелл привел обратный аргумент, который не выглядит надуманным. Интернет сам по себе однажды обусловил невероятный взлет рекламы, который впоследствии стал оцениваться неоднозначно. И сегодня его стоимость идет вниз, а не вверх. И социальные медиа – более сложная, менее линейная, и более анархичная среда. Здесь нет прямого пути.
Но Соррел хитер, и можно предположить, что его высказывания – нечто большее, чем просто полемика.
Facebook, как до этого Google, вот-вот вступит во вторую «Великую депрессию», касающуюся стоимости рекламы. Миллиарды пользовательских просмотров, которые он может продать за гроши – это куча наличных для Facebook. Но для всех остальных это будет удешевлять стоимость цифровых средств массовой информации. Позволив вновь разработчикам контролировать рекламную игру, велик шанс того, что они будут играть на объеме, а не тратить время и усилия на то, чтобы разработать более конкретный и эксклюзивный брендинг.
Сэр Мартин, другими словами, пытается спустить всех с небес на землю.
Цифровой мир, безусловно, будущее рекламы, но в то же время работники цифрового мира его и портят. Хуже того, цифровые гиганты уже придумали способ делать деньги для себя, в ущерб всем остальным. Что еще хуже, формы рекламы, которые они создали, работают не слишком хорошо, так что вся индустрия подвергается девальвации.
Это своего рода война.
Любопытно, что WPP является крупнейшим клиентом компании Google (и без сомнения, если уже не стали, то вскоре станут крупнейшими клиентами Facebook). Но из-за фундаментальной демократизации AdSense, это значит что в целом WPP все еще небольшой вкладчик. Крупные рекламные агентства властвуют на телевидении, но не они стоят за крупными цифровыми платформами.
Дядя Мартин решил грубо нажать сверху.
Он наконец пытается затеять дискуссию. Работники технической
сферы, не в последнюю очередь потому, что они понимают технологию, до сих пор
порой контролируют все разговоры об этом, даже когда речь заходит о рекламе –
предмете, в котором они не слишком понимают (что их не особо заботит).
Работники же рекламной сферы, пытаясь успокоить клиентов относительно своих не
слишком грамотных стратегий в цифровых медиа, не в состоянии по-настоящему
говорить о технологиях.
Бизнес, основным источником дохода которого является реклама, почти полностью
управляется людьми, которые стремятся не допустить, чтобы реклама в этом
секторе создавалась профессионалами.
Это война, время которой настало.