Как распознать фейк: пособие для журналистов и пользователей соцсетей


AdYummy! | 08 Октября 2015 12:34 | 6

Фейки были всегда. Только раньше они назывались «газетной уткой», и скорость их распространения не была так велика, как сейчас, когда у всех под рукой есть интернет и возможность поделиться горячей новостью с окружающими

Сегодня выросла не только скорость распространения фейков, иногда количество повторных публикаций носит вирусный характер. Но при всех минусах интернета есть и немалый плюс – сеть дает возможность проверить информацию. 

Мы собрали советы, способные помочь как профессиональным журналистам, так и завсегдатаям социальных сетей, привыкшим радовать своих подписчиков острыми материалами. Итак, как узнать, подлинное ли сообщение вы прочитали?

«Британские ученые установили» – фраза недаром стала интернет-мемом. Огромное количество новостей начинается с предложения «По сообщению такой-то зарубежной газеты». На недостоверность может указывать отсутствие прямой ссылки на оригинал. Или же линк есть, но ведет на страницу издания в целом, а не на конкретную новость. Чтобы проверить информацию, можно найти сайт упомянутого СМИ, вбить в поиск ключевые слова и ознакомиться с результатами. Нередко получается так, что публикация действительно была, но вынесенная в заголовок громкой новости фраза вырвана из контекста и смысл оригинала сильно отличается от перевода.

Примерно так же проверяется подлинность цитат, которые используют как журналисты в своих статьях, так и блогеры при создании интересных постов. Скажем, многие встречали в сети душещипательное послание Джорджа Карлина, написанное им после смерти жены. Слова замечательные, но он их никогда не писал – они взяты из сборника молитв, проповедей и монологов «Точно сказанные слова» протестантского пастора Боба Мурхеда из Сиэтла. Сам же Карлин раздраженно обозвал приписываемые ему фразы «сопливой фигней». И таких примеров масса. Причем из-за тиражированности ложных цитат в первых строках результатов поиска постоянно оказываются ошибочные ссылки, и недоразумения продолжаются.

Необходимо проверять и подлинность фотографий. Тут фейки бывают самых разных видов. Например, сообщение о наводнении – а в качестве иллюстрации взято фото затопленных улиц, находившихся в другом полушарии три года назад. Это может быть некачественная работа бильд-редактора или самого журналиста, поставившего первую попавшуюся иллюстрацию подходящей тематики. Как в случае с ураганом Сэнди, когда в Twitter распространялась фотография, которая была сделана за месяц до описываемых событий.

Как распознать фейк: пособие для журналистов и пользователей соцсетей

Широко известен также случай с фейковым фото, одно время очень популярным в сети. На картинке матадор замер посреди боя рядом с быком. Надпись на фото гласила: «Окончание карьеры легендарного матадора Альваро Мунеро, также известного как Эль Пиларико. Он упал в раскаянии в середине боя, когда понял, что зверь не хочет с ним бороться». В действительности же на фото изображен неизвестный человек. Вероятнее всего, фотограф запечатлел момент, когда зверь был измучен, а матадор присел в ожидании его кончины. Альваро Мунеро на самом деле ушел из профессии после того, как был тяжело ранен быком и прикован к инвалидному креслу. После этого он стал яростным противником корриды.

Как распознать фейк: пособие для журналистов и пользователей соцсетей

Существует немало ресурсов, способных помочь провести оперативную проверку изображений на «фейковость»:

1. Findexif.com — бесплатный сервис, на который можно загрузить фотографию или дать ссылку на нее — он определит EXIF-данные (сведения, когда было сделано фото, каким устройством, параметры изображения, иногда можно определить и место съемки).

2. FotoForensics — сайт, который может сделать Error Level Analysis (ELA), то есть найти «дорисованные» или вставленные в фотографию при редактировании фрагменты. После обработки программа выдает снимок, где измененные области будут выделяться на фоне других. Кроме того, программа также предоставит EXIF-данные.

3. Google Search by Image, поиск в «картинках» «Яндекса» и программа TinEye – обратный поиск изображений, сюда можно загрузить фото, чтобы найти его оригинальный источник и посмотреть, где оно еще публиковалось.

4. JPEGsnoop – программа для установки на компьютер, позволяет посмотреть метаданные не только JPEG, но и форматов AVI, DNG, PDF, THM. Ее можно использовать для многих целей, например, она позволяет увидеть, редактировалось ли изображение, выявить ошибки в поврежденном файле.

5. Если метаданные фотографии по каким-то причинам недоступны, можно внимательно изучить снимок. Обычно в кадр попадает немало деталей, способных помочь идентифицировать место и время, – страна, погода, иногда даже сезон и другие тонкости, помогающие определить подлинность фото. Разобраться в местоположении можно с помощью Google Maps или Panoramio. Geofeedia – сервис, который обрабатывает посты Twitter, Flickr, YouTube, Instagram и Picasa с использованием GPS и затем представляет их в виде коллажа. Программа агрегирует результаты по заданному местоположению.

Примечательно, что поддельные фотографии могут встретиться даже в самых авторитетных источниках, таких как Reuters. В 2006 году сотрудник этого агентства фотограф Аднан Хаджж фальсифицировал снимки из Бейрута – города в клубах дыма после бомбардировки израильской авиации. Когда опубликованное фото разошлось по крупнейшим изданиям, профессиональные фотографы и блогеры стали замечать, что снимок подвергся обработке в Photoshop. Обнаружилось, что Хаджж позаимствовал и обработал снимок Бена Кертиса из Associated Press. И хотя фальсификатора уволили, а снимки его удалили из банка агентства, не исключено, что немало его произведений продолжают гулять по сети.

 

Как распознать фейк: пособие для журналистов и пользователей соцсетей

 

Можно также проверить личность человека, который распространяет информацию. Для этого есть несколько различных ресурсов, например Pipl.com – предназначен для поиска «интернет-следов» пользователя, помогает его идентифицировать и найти фотографии. Программа производит поиск во всех американских сетях (Facebook, LinkedIn, MySpace) – для этого нужно ввести имя и фамилию латиницей. Особенность сервиса в том, что поиск происходит в скрытом интернете (the deep Web), который игнорируется обычными системами.  Еще есть ресурс WebMii – ищет ссылку с именем человека, дает рейтинг «веб-видимости», с помощью которого можно установить фейковые аккаунты. Для поиска в Рунете можно использовать сервис people.yandex.ru.

Если не все, то хотя бы некоторые из перечисленных в этом обзоре действий должны войти у нас в привычку, тогда в интернет-пространстве станет гораздо легче найти правдивую информацию.

 

В обзоре использованы материалы http://lenta.ru, http://tech.obozrevatel.com, http://taho.diary.ru, http://www.bento.de, http://fakecontrol.org.

Автор: Софья Морозова

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.
Свежие вакансии в рекламе, маркетинг, PR и digital в нашем новом Telegram-канале — «Больше Джобсов».


последние новости

Комментарии

фотограф (Гость) | 08.10.2015, 14:01
про проверку фоток всем известно, но почему-то журналисты забывают это делать. думаю, намеренно
Александр Владимирович (Гость) | 09.10.2015, 09:52
Я, к сожалению, не владею ни одним из в/у методов проверки, поэтому не могли бы Вы мне подсказать - где, в каком городе было сделано фото почётного караула у "мемориала памяти", размещённое в данной статье? Заранее благодарю.
автор (Гость) | 09.10.2015, 10:29
здесь описана эта история http://www.theblaze.com/stories/2012/10/29/the-one-hurricane-picture-you-will-want-to-see-today-trust-us/
Анжела (Гость) | 08.10.2015, 15:08
Если так легко проверить, почему вокруг полно фейков?
Светлана Петровна (Гость) | 09.10.2015, 10:47
Потому что этим никто не занимается - нет службы проверки информации. Во-первых кому это нужно. Во-вторых информации слишком много, что бы всю ее проверять. В третьих "непроверяемость" порождает вседозволенность. В четвертых такая инфо преследует определенную цель, а где-то видимо делается просто так - из интереса.
Алексей (Гость) | 13.10.2015, 16:11
В вк есть сообщество "Ложь пабликов вк". Там на самой стене выкладываются опровержения. Ну а если вам лень искать на конкретную историю опровержение: делаете скрин поста , выкладываете в альбом, и в комментах вам уже дадут инсайды.

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 41

Спецпроекты

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама