17 Августа 2011 | 13:20

Раз. Два. Триер. Рецензия на последний фильм мастера - «Меланхолию»

Если человек не может четко осознать, чего хочет, он в итоге получит то, что хотел подсознательно. Всегда было грустно видеть, как дети цветов в итоге становились прагматичнее своих родителей. Отрицание – это форма воинственного незнания, которое заканчивается просветлением в лучшем случае, а в худшем осознанием того, что ты повторяешь давно пройденное

image

Если говорить о фильме «Меланхолия», то это, как мне кажется, та точка, где катарсис пребывающего в депрессии со времени съемок «Антихриста» Ларса Фон Триера обрел свое классическое место и время.

Хотя нет, еще одно отступление. Перед походом в кинотеатр, у меня было свободное «окно», и я решил прогуляться к расположенному неподалеку Римско-католическому костелу непорочного зачатия пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской. Хоть на мне и нет креста, но отказать себе в удовольствии присутствовать на субботней молитве я не смог. Так вот, когда после окончания службы пастор пожелал всем поблагодарить друг друга, и начались всеобщие рукопожатия, я и не предполагал, что финал «Меланхолии» будет настолько похож на эту церемонию.

Как сказал Олег Нестеров, страсть к рок-музыке проходит у женщин с рождением второго ребенка. Видимо, то же можно сказать и о Ларсе. Пережив депрессию после фильма «Антихрист», бунтарь почему-то стал использовать приемы Стивена Спилберга.

Ведь с чего все начиналось? С принципов, написанных рукой датского нонконформиста в далеком 95 году. Да-да, та самая Догма 95 или Обет Целомудрия. Давайте рассмотрим все эти принципы, как мальчик, герой фильма Джоди Фостер «Бобер», писавший на стикерах черты, роднящие его с отцом, в надежде от этих черт избавиться. Наивный! Получилось ли у Триера в «Меланхолии»?

Итак, номер один в нашей горячей десятке:
Съемки должны происходить на натуральном фоне. Нельзя использовать реквизит и декорации (если для фильма необходим специальный реквизит, съемки должны происходить там, где этот реквизит есть сам по себе).
Здесь все честно.

Номер два:
Музыкальное сопровождение не должно идти отдельно от изображения или наоборот (музыка не может присутствовать в фильме, если она не звучит в снимаемой сцене реально).
Тут прокол явный. Вагнер служит драматургии фильма не хуже музыкального сопровождения в фильме «Апокалипсис сегодня» или в кабине летчиков Люфтваффе, заходящих на бомбардировку.

Номер 3:
Камера должна быть только ручной. Любое движение или неподвижность диктуются только возможностями человеческой руки (фильм не может происходить там, где установлена камера; наоборот, съемка должна происходить там, где разворачивается действие).
Этот пункт у Ларса любимый. Да, вначале нас мутит от быстрых переходов и ракурсов, но общие планы на природе сделаны по лучшим канонам классического кинематографа.
Ставим пять!

Далее пункт номер 4:
Фильм должен быть цветным. Специальное освещение не разрешается (если для съемок слишком мало света, одна лампа может быть прикреплена к камере, в противном же случае сцена должна быть вырезана).
Фильм действительно цветной! Кто бы сомневался.

Пункт номер 5:
Оптические эффекты и применение фильтров запрещается.
Над фильмом работала футбольная команда из пост-продакшена Pixomondo. Трудно создать апокалипсис из подручных средств, хотя одному норвежцу это все-таки удалось.

Пункт номер 6:
Фильм не должен содержать мнимого действия (убийства, стрельба и тому подобное не могут быть частью фильма).
Если не считать отравление мнимым, то претензий нет. Надеюсь, что Кифер Сазерленд пережил кино проект и восстал из мертвых? Надо проверить его биографию.

Пункт номер 7:
Сюжеты, где действие происходит в другую эпоху или в другой стране, запрещены (действие должно происходить здесь и сейчас).
Съемки проходили в Швеции. Кстати, там же были сняты «Танцующая в темноте» и «Догвилль».

Пункт номер 8:
Жанровое кино запрещено.
На этот раз запрет был снят окончательно. Сцена саспенса с лошадьми, не заводящиеся дважды автомобили, игра в «будет-не будет столкновение» есть не что иное, как жанровая игра в фильм-катастрофу. Стивен Спилберг мог бы с уверенностью поставить зачет своему молодому коллеге по цеху.

Пункт номер 9:
Формат фильма должен быть 35 мм.
Фильм полностью снят на цифру. Были использованы 2 камеры: Arri Alexa и Fantom HD. Кстати, на общих планах  со слоумоушен, планах сверху c лошадьми и на общих планах парка видна нехватка глубины и детализации, которой не было бы, если Ларс был бы верен своим принципам.
Алекса, к слову, отличная камера для бюджетного кино, лучше, конечно, было бы выбрать Arri D21, как сделали продюсеры схожего по интерьерам сериала «Downton Abbey». Но тогда трудно было бы снимать с плеча столь любимые Триером репортажные ракурсы. Arri D21 слишком тяжела для этого. Кстати, второй сезон Downton Abbey снят тоже на Alexa. Эта камера сейчас уверенно заменяет позиции RED ONE как в рекламе, так и в кино. 

Пункт номер 10:
Имя режиссера не должно фигурировать в титрах.
Без комментариев.

«Меланхолия» безусловно, самое традиционное жанровое кино из коллекции Триера. Более того, Триер разбил последний бастион религиозного нонконформизма, усадив героев под нечто подобное еврейской хупе. Этот свадебный ритуал между героями и всевышним – нечто новое в мироощущении автора.

Я уверен, что раньше Жастин сделала бы именно так, как ей советовала сестра. Напилась бы в сортире и пела песни, или сделала бы некий акт инициации вроде уринотерапии на поле для гольфа. Но нет, Жастин верна той самой традиции, против которой так бунтовал режиссер еще совсем недавно.

Более того, режиссер наделил героиню рекламной профессией «копирайтер». Если вначале показывается вся пустота рекламного мира, то в финале Триер дает право последнего слова именно ей, а не атеисту Киферу Сазерленду, владеющему рациональным знанием, но проявляющему слабость перед неизбежным фатумом из-за отсутствия духовного стержня.

Ларс, раньше вы были уникальны, а теперь просто очень хороши.

Автор: Эдуард Березин, ТВ-продюсер McCann Erickson Russia

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.