03 Марта 2008 | 00:00

Банер из телефона

В России мобильная реклама пока практически незаметна. А вот для европейцев рекламные банеры на экране сотового телефона в ближайшие год-два станут так же привычны, как телевизионные ролики

image

На первый взгляд сотовый телефон — всего лишь еще одна рекламная площадка. Люди все меньше смотрят телевизор, зато почти не расстаются с мобильным. Тем более что с развитием устройств и технологий европейские абоненты все больше времени проводят онлайн. Теперь оператор может привлечь их внимание не только раздражающими спам-рассылками sms, но и банерами на собственном веб-портале и на партнерских сайтах. Но, как уверяют сами операторы, размещение рекламы в мобильной среде дает рекламодателям совершенно иные возможности, чем когда пользователь выходит в интернет с обычного компьютера. Ведь оператор знает об абоненте очень много — его пол, возраст, место жительства, часто место работы, а исходя из расходов на связь примерно представляет себе и уровень его благосостояния. Google и Yahoo!, которые собирают сведения о пользователях, обрабатывая данные по истории поисковых запросов, о таком могут только мечтать. Обладая таким набором данных, оператор может помочь рекламодателю достучаться до той самой аудитории, которая его особенно интересует. Например, показывать банер о новом лекарстве только врачам, а анонс очередной юридической конференции — только адвокатам.

Конечно, тут есть и ограничения — небольшой размер экрана мобильного телефона вряд ли позволит разместить в таком объявлении много информации. Чаще всего на банере, высота которого редко превышает 2 см, помещаются буквально несколько слов и небольшое изображение. Рекламодателю приходится быть очень лаконичным.

Несмотря на это, мобильная реклама долго не поддавалась западным операторам. О буме на этом рынке, который должен «вот-вот» наступить, неустанно говорят уже больше трех лет, но заметной прибылью от такого бизнеса не хвастался еще никто. Правда, на World GSM Congress в Барселоне гендиректор Vodafone Group Арун Сарин, один из главных авторитетов на мировом телекоммуникационном рынке, сообщил: он «действительно чувствует, что в этом году мобильная реклама наконец станет реальным бизнесом для сотовых компаний». Сарин приводит в пример опыт самой Vodafone. В прошлом году оператор совместно с Yahoo! запустил в Британии рекламу на своем портале Live. В феврале англичане могли увидеть там рекламу нового спортивного канала, анонс последних моделей автомобилей Mazda и трубок Samsung. По данным опроса Vodafone, 68% английских абонентов не против получать рекламу на мобильник и по меньшей мере половина абонентов кликает на такие банеры. Это действительно много, учитывая, что телефон воспринимается пользователями как гораздо более персональное устройство, чем тот же телевизор. С другой стороны, по данным ABI Research, 54% опрошенных по всему миру абонентов категорически против рекламы в своем телефоне.

Но Vodafone знает, как мотивировать своих абонентов: реклама в обмен на бесплатный сервис. Например, в Новой Зеландии абоненты могут просматривать разделы портала Live совершенно бесплатно, деньги взимаются лишь при переходе на другие сайты.

Весной этого года Yahoo! и Vodafone собираются предоставить рекламодателям возможность обращаться к британским абонентам исходя из информации о месте их жительства. Для этого абонентскую базу привяжут к национальной системе почтовых индексов.

Vodafone пока не раскрывает, сколько зарабатывает на мобильной рекламе. Но, по данным компании, рекламные банеры в телефонах уже обеспечивают 9,5% всего рекламного рынка Великобритании (за исключением телевизионного). Неудивительно, что операторы стремятся быстрее освоить этот рынок. С начала этого года объявления о новых партнерствах и проектах в этой сфере следуют одно за другим. Yahoo! заключила соглашение с T-Mobile на продажу рекламы в 11 европейских странах. Microsoft, Nokia, AOL, Amdocs создают собственные платформы для работы с мобильной рекламой. А европейские СМИ пестрят заголовками вроде «Телефоны — новая передовая на рекламном рынке».

Мобильную рекламу ждет блестящее будущее? «Она действительно показывает очень хороший рост, — заявил Reuters Джеф Ланктот, вице-президент Avenue A (недавно выкупленной Microsoft в составе рекламного агентства aQuantive), — но в этой области еще много неясного». Очевидно одно: даже ярым противникам рекламы придется смириться с ее мобильным вариантом или выкинуть телефон.

Ксения Болецкая

Что Google думает о мобильных технологиях? «Мы до сих пор находимся на инвестиционной стадии»
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023