Провайдеры на встречных полосах


Аналитика | 18 Февраля 2008

Провайдеры на встречных полосах
Альтернативные операторы связи готовятся к ценовой войне на Юге, тогда как в подавляющем большинстве регионов страны ни о какой интриге на рынке широкополосного доступа в интернет пока говорить не приходится

После того, как компания «Комстар-ОТС» в первой половине февраля объявила о стратегии развития на юге России, стала вырисовываться новая картина развития телекоммуникационного рынка в регионе. Ещё осенью прошлого года, когда «Комстар-OTC» приобрёл у частных владельцев крупнейшего в ЮФО альтернативного оператора связи — ростовские «Цифровые телефонные сети» (ЦТС) — было очевидно, что перемен на рынках фиксированной телефонной связи и доступа в интернет долго ждать не придётся. Ростов стал первым в России региональным центром, где к борьбе за абонентов между местными альтернативными операторами и дочками «Связьинвеста» — на Юге это «Южная телекоммуникационная компания» (ЮТК) — подключились крупные федеральные операторы. Вслед за «Комстар-ОТС» о планах выхода в регион объявил один из его конкурентов на московском рынке — «Корбина Телеком».

В феврале обозначились масштабы и качество ожидаемых изменений: федеральные операторы, начавшие экспансию на Юг, будут играть здесь по своим — федеральным — правилам, выработанным на конкурентном рынке Москвы. Ростов, а затем Краснодар, Сочи и Ставрополь, станут ареной нового витка борьбы провайдеров за абонентскую базу, ценовых войн и окончательного перехода к предоставлению услуг в формате triple play (телефон, доступ в интернет и цифровое ТВ по одному кабелю).

Точка входа — Ростов
Для федеральных операторов, готовившихся к экспансии на Юг в течение последних двух лет, ростовские «Цифровые телефонные сети» долгое время оставались лакомым, но недоступным куском. Сначала переговоры о приобретении этого актива вёл «Голден Телеком», однако осенью прошлого года стало известно, что опосредованно контролировавшая оператора местная корпорация «ААА» согласилась на условия «Комстар-ОТС», предложившего за ЦТС 167,4 млн долларов. К концу 2007 года «Цифровые телефонные сети» обслуживали 170 тысяч телефонных номеров в Ростове и области, количество пользователей широкополосного доступа в интернет составляло порядка 32 тысяч.

На февральской пресс-конференции в Ростове вице-президент по региональному развитию «Комстар-ОТС» ; Виктор Кореш дал понять, что компания может приобрести в текущем году несколько небольших операторов в ЮФО. Однако акцент будет сделан на развитии ЦТС, ресурсы которой «используются для расширения бизнеса “Комстара” на Юге». Всего, как рассказал г-н Кореш, «Комстар-ОТС» намерен направить на развитие бизнеса в Южном регионе около 20 млн долларов, из которых 15 млн будут инвестированы в инфраструктуру ЦТС.

По оценке директора ЦТС Михаила Монастырского, рынок голосовой связи в Ростове сейчас растёт на 8–10% в год, в то время как рынок медийных услуг — в частности, доступа в интернет, кабельного телевидения — показывает рост в 40%. Из слов г-на Монастырского следовало, что основной задачей на ближайшее время оператор считает расширение базы пользователей широкополосного доступа в интернет. К концу года, согласно планам «Комстар-ОТС», этой услугой будут пользоваться около 35% телефонных абонентов ЦТС. То есть число пользователей может вырасти вдвое — почти до 60 тысяч человек. Кроме того, в планах ЦТС значится завершение строительства опто-волоконных линий Ростов—Таганрог и Ростов—Шахты, что позволит оператору увеличивать базу за счёт новой аудитории в крупных областных городах.

Примечательно, что на вопрос о ценовой политике руководители «Комстар ОТС» ответили в том духе, что ожидать резкого падения расценок на доступ в интернет в Ростове не стоит, компания имеет «опыт работы с конкурентами и создания сбалансированных цен».

Однако фактически ценовая война уже началась. В феврале вслед за «Корбиной» «Цифровые телефонные сети» ввели для ростовских абонентов тариф безлимитного доступа с ценой от 450 рублей. Ещё месяц назад цена на аналогичные услуги в Ростове была почти вдвое выше.

Охотник с оптикой
«Корбина Телеком» завершила строительство первой очереди мультисервисной оптической сети в Ростове в последних числах декабря прошлого года. По словам пресс-секретаря компании Марии Шалиной, к началу января к сети были подключены около тысячи многоквартирных домов. Создание первой очереди обошлось «Корбине» в 2,5 млн долларов. В дальнейшем планируется её расширение. К концу года оператор рассчитывает подключить
к своим сервисам порядка 45–50 тысяч абонентов — по данным «Корбины», это около 35% местного рынка.

В том, что «Корбине» к концу года удастся охватить сетью большую часть ростовских многоэтажек и нарастить базу, практически нет сомнений. Конкуренты — ЮТК и ЦТС — предоставляют широкополосный доступ в интернет в основном через телефонные линии своих АТС. У «Корбины» такого ресурса нет, однако компании удаётся находить дорогу к абонентам без грандиозных затрат — подведение оптического кабеля к многоэтажному дому в городе-миллионнике обходится в среднем в 2,5 тысячи долларов.

Как и на столичном рынке, в Ростове «Корбина» стала вести агрессивную маркетинговую политику. Сразу же после запуска сети гендиректор компании Александр Малис объявил, что «главной миссией “Корбины Телеком” является постоянное снижение стоимости трафика на доступ в интернет». По его словам, стоимость доступа «в ближайшее время должна снизиться в два-четыре раза».

ЮТК пока не успела симметрично ответить конкурентам. Однако известно, что по итогам 2008 года компания рассчитывает около четверти прибыли получить за счёт предоставления доступа в интернет, IP-телефонии и цифрового ТВ. По данным за 2006 год, эти сервисы в структуре прибыли ЮТК занимали около 11% (1,85 млрд рублей). К началу января, по информации пресс-службы ЮТК, число абонентов широкополосного доступа этой компании на территории ЮФО достигло 169 тысяч. К 2011 году оператор намерен увеличить базу до 800 тысяч. Уже сейчас становится очевидным, что на ростовском рынке ЮТК будет вынуждена следовать за конкурентами и снижать расценки.

Задел на годы   
Для «Корбины Телеком» и «Комстара-ОТС» работа в условиях ценовой войны — дело привычное. Рост конкуренции на московском рынке привёл к тому, что цена на доступ в интернет в столице за последние два года упала в среднем в четыре раза. Пик ценовой войны пришёлся на первую половину прошлого года, когда компания «Стрим» (входит в состав «Комстар-ОТС») предложила москвичам подключение к безлимитным каналам за 8 долларов. Конкуренты были вынуждены отвечать тем же.

Этот сценарий, скорее всего, повторится и в Ростове. По убеждению профильных аналитиков, на начальном этапе — до конца текущего года — основной задачей операторов будет максимальное наращивание абонентской базы. Практика показывает, что после первого подключения абоненты меняют операторов крайне редко. Это значит, что к концу года «Корбина», «Комстар-ОТС», ЦТС и ЮТК создадут задел на несколько лет вперёд. Сделать это можно только действуя агрессивно, в том числе снижая цены. «На телекоммуникационных рынках ценовая война — первый инструмент завоевания абонентов, — делится мнением аналитик ИК «Антанта-Капитал» Анна Крылова. — При этом широкая абонентская база для операторов критически важна. Их бизнес — крайне капиталоёмкий. Поэтому вложения окупаются за счёт экономии на масштабе. Подключив многоэтажку к сети, оператор не сможет вернуть инвестиции за счёт лишь пары абонентов даже при высоких тарифах. Другое дело, если к сети подключится половина жильцов».

У желания операторов максимально быстро нарастить базу есть и другая причина. В дальнейшем они смогут увеличивать прибыль за счёт предоставления уже существующим абонентам новых услуг — в рамках формата triple play. Первые шаги в этом направлении уже делаются. Так, по словам Михаила Монастырского, на март текущего года ЦТС намечает коммерческий запуск IP-ТВ (телевизионное вещание по интернет-каналу). ЮТК уже предоставляет аналогичную услугу в Ростове и Краснодаре. Впрочем, до времени перехода к новой фазе конкуренции операторам придётся потуже затянуть пояса — ценовая война может стать для них серьёзной проверкой на прочность. 

Сергей Сурженко

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Спецпроекты

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама