Консалтинговая компания Agency Assessments International (AAI) при поддержке Between Exchange подготовила отчет о динамике настроений в маркетинговой среде в 2016-2017 годах
Индекс маркетинговых настроений 2016/2017
Были проанализированы данные опроса 868 экспертов из 638 компаний, работающих в 52 сегментах рынка. Таким образом охват исследования заметно увеличился по сравнению с прошлым годом, когда в опросе участвовали 664 специалиста из 512 компаний и 44 сегментов рынка. Исследование было проведено в сентябре 2016 года силами отраслевого издания AdIndex.
Результаты продемонстрировали рост маркетинговых бюджетов у большинства компаний. Увеличить расходы на рекламу и продвижение в среднем на 53,2% в будущем году планируют 48% респондентов. В 2016 году доля таких игроков составила 52%, при этом среднее увеличение бюджетов оказалось равно 38,6% 1. Сократить маркетинговый бюджет в среднем на 14,6% в 2017 году планируют только 10% опрошенных. Ничего не хотят менять в наступающем году 42% респондентов.
Общая динамика бюджетов
Какие изменения произошли в маркетинговом бюджете компании в 2016 году
Уточните порядок изменений
Какие изменения произойдут в маркетинговом бюджете компании в 2017 году (прогноз)
Уточните порядок изменений
В рамках исследования были изучены тенденции маркетингового поведения в таких категориях, как e-commerce, автопроизводители, алкогольные напитки, лекарственные препараты и биологически активные добавки, одежда и обувь, продукты питания, средства массовой информации, строительные, отделочные материалы, товары для красоты и здоровья, транспортные услуги, услуги в области рекламы и маркетинга, услуги в области торговли, услуги по операциям с недвижимостью и т.д. У компаний, входящих в топ-5 крупнейших товарных категорий по бюджетам по версии TNS Russia за первый квартал 2016 года, динамика маркетинговых затрат в большинстве случаев положительная.
В сегменте «Лекарственные препараты и биологически активные добавки» 66,7% респондентов увеличили свои рекламные инвестиции в 2016 году. Хотя у некоторых участников в данной отрасли бюджеты сократились в среднем на 22,1%, доля таких игроков не велика – 17,9%. Еще меньше (15,4%) опрошенных согласились с тем, что величина затрат на рекламу и маркетинг в 2016 году не изменилась.
В компаниях, предоставляющих услуги в области торговли, тоже отметили рост бюджетов: 72,7% опрошенных в среднем увеличили маркетинговые расходы на 23,2%. Уменьшение затрат (в среднем на 80%) зафиксировали 13,6% респондентов.
В сегменте «Товары для красоты и здоровья» об увеличении объемов маркетинговых инвестиций в текущем году (в среднем на 31,9%) заявили 59,1% экспертов, о сокращении (в среднем всего на 5%) – 9,1% респондентов. Специалисты, занимающиеся производством продуктов питания, точно так же рассказали о росте бюджетов на продвижение (40,6% – в среднем на 20%). Уменьшение расходов на рекламу и маркетинг в среднем на 15% отметили в 28,1% компаний, а у 31,3% уровень затрат не изменился.
В категории «Транспортные услуги» маркетинговые бюджеты в среднем на 37,5% увеличили 41,7% компаний, сократили (на 23,3%) – 25%. Не изменился бюджет у 33,3% респондентов.
Рассмотрим также ситуацию в некоторых сегментах, не входящих в топ-5 крупнейших рекламодателей, но набравших достаточное для анализа количество данных.
О росте бюджетов в категории «Алкогольные напитки» сообщили 73,3% участников опроса, положительная динамика при этом составила 26,7%. Компании, занимающиеся строительством, отделочными работами и сантехникой, нарастили бюджеты в 52,4% случаях. Рост объема инвестиций в продвижение продемонстрировали и средства массовой информации – здесь увеличение бюджетов в среднем на 31,3% произошло у 40% респондентов.
О довольно существенном росте маркетинговых расходов (на 40,6%) сообщили 61,7% респондентов, работающих в области электронной коммерции. Финансовые организации (50%) в то же время отметили увеличение затрат на 33,4%. Схожие показатели продемонстрировали компании в сфере недвижимости – 51,4% и 28,2% соответственно.
Большое количество респондентов отмечали сокращение бюджетов на маркетинг в таких категориях, как «Автодилеры» (44,4%), «Автопроизводители» (56,3%) и «Одежда и обувь» (50%). 33,3% специалистов из области рекламы и маркетинга отметили падение расходов на 35%. В то же время об увеличении бюджета в среднем на 36,7% сообщили 50% компаний, работающих в этой сфере.
ДИНАМИКА БЮДЖЕТОВ ПО СЕГМЕНТАМ, 2016 ГОД
E-commerce
Общая динамика
Среднее изменение
Одежда и обувь
Общая динамика
Среднее изменение
Автодилеры
Общая динамика
Среднее изменение
Продукты питания
Общая динамика
Среднее изменение
Автопроизводители
Общая динамика
Среднее изменение
Средства массовой информации
Общая динамика
Среднее изменение
Алкогольные напитки
Общая динамика
Среднее изменение
Строительные, отделочные материалы, сантехника
Общая динамика
Среднее изменение
Лекарственные препараты и биологически активные добавки
Общая динамика
Среднее изменение
Товары для красоты и здоровья
Общая динамика
Среднее изменение
Транспортные услуги
Общая динамика
Среднее изменение
Услуги по операциям с недвижимостью
Общая динамика
Среднее изменение
Услуги в области рекламы и маркетинга
Общая динамика
Среднее изменение
Услуги связи
Общая динамика
Среднее изменение
Услуги в области торговли
Общая динамика
Среднее изменение
Финансовые услуги
Общая динамика
Среднее изменение
Оценив полученные результаты, можно констатировать продолжение движения рынка в сторону восстановления. Бюджеты продолжают размораживаться, хоть и с известной долей осторожности. При анализе величины запланированных на 2017 год маркетинговых инвестиций удалось получить достаточное количество данных лишь для трех отраслей, в остальных случаях эксперты оказались не готовы оценить динамику затрат на продвижение.
Пока можно утверждать, что маркетинговые расходы возрастут в среднем на 23,8% в 85,7% компаний сегмента «Лекарственные препараты и биологически активные добавки». 72,2% респондентов, оказывающих финансовые услуги, также подтвердили рост бюджетов в среднем на 30,4%. Мнения в сегменте девелоперских услуг разделись ровно пополам. 50% компаний сообщили об увеличении маркетинговых бюджетов, порядок изменения при этом составил 28,3%, в то время как оставшиеся 50% заявили о том, что планируют в будущем году сократить расходы на рекламу и маркетинг в среднем на 22,8%.
ДИНАМИКА БЮДЖЕТОВ ПО СЕГМЕНТАМ, 2017 ГОД*
Лекарственные препараты и биологически активные добавки
Общая динамика
Среднее изменение
Услуги по операциям с недвижимостью
Общая динамика
Среднее изменение
Финансовые услуги
Общая динамика
Среднее изменение
*Для анализа достаточно данных только в трех сегментах
DIGITAL-СПЛИТ ПО КАТЕГОРИЯМ
В результате исследования были подробно изучены предпочтения рекламодателей в выборе digital-инструментов для решения маркетинговых задач компании. Оценивались 12 digital-категорий: медийная и контекстная реклама, креатив и стратегия, Direct Marketing & CRM, видеореклама, поисковая оптимизация, Web Production & Support, Digital PR / SMM, лидогенерация, Mobile Production, Programmatic Buying, мобильный маркетинг.
В среднем, самым востребованным digital-инструментом 2016 года стал Web Production & Support (Рис. 1). Его используют рекламодатели в 90% случаев. Несильно отстает контекстная реклама – 88%. Третье место по доле использования делят медийная реклама и SMM (по 76%). 74% принадлежат поисковой оптимизации. Менее всего востребованными на рынке в 2016 году оказались такие digital-инструменты, как лидогенерация (48%) и Mobile Production (43%).
Если говорить о популярности сервисов в отдельных товарных категориях (Рис. 2), то 100%-я доля использования контекстной рекламы наблюдалась в 2016 году в семи сегментах: «Бытовая химия», «Мебель и предметы интерьера», «Медицинские услуги», «Образовательные учреждения», «Услуги индустрии развлечений», «Услуги по туризму, спорту и отдыху», а также «Часы, ювелирные изделия». Контекстная реклама является самым популярным инструментом в категории e-commerce, ее используют 97% респондентов, работающих в данном сегменте. Этот же инструмент лидирует в категориях «Автодилеры», «Аудио-, видеопродукция, игры» (94%), «Финансовые услуги» (93%), «Средства связи и оборудование» (91%), «Услуги по операциям с недвижимостью» (89%), «Услуги общественного питания» (89%), «Промышленное оборудование» (86%), «Строительные, отделочные материалы, сантехника» (86%), «Услуги в области интернета» (80%), «Транспортные услуги» (75%), «Одежда и обувь» (71%).
Медийную рекламу в 100% случаях используют в пяти отраслях: «Безалкогольные напитки», «Бытовая химия», «Спортивные товары», «Топливно-энергетический комплекс», «Часы, ювелирные изделия». Каждый из инструментов – Web Production & Support и Digital PR / SMM – имеют 100%-ю долю использования в четырех сегментах рынка. Первый – в «Безалкогольных напитках», «Медицинских слугах», госсекторе и ТЭК. Второй – лидер в «Бытовой технике», «Спортивных товарах», «Товарах для детей», а также в категории «Часы, ювелирные изделия»
Рассмотрим более подробно ситуацию в отраслях, занимающих верхние строчки топ-10 крупнейших рекламодателей первого квартала 2016 года по версии TNS Russia. В сегменте «Лекарственные препараты и биологически активные добавки» наиболее востребована такая услуга, как Web Production & Support, ей пользуются в 92% случаях. Менее всего рекламодателям этой сферы интересны сервисы Direct Marketing & CRM (26%) и лидогенерация (20%).
В ритейле первое место (доля использования – 86%) также занимает Web Production & Support. Последнее место делят Direct Marketing и лидогенерация (по 41%). В таком сегменте рекламодателей, как «Товары для красоты и здоровья», более всего востребованы SMM (97%), Web Production (95%) и контекстная реклама (86%). Менее всего компании этого сектора пользуются таким инструментом, как лидогенерация (30% респондентов).
Производители продуктов питания активнее всего обращаются за услугами креатива и стратегии (85%), а также Web Production & Support (84%). Третье место в отрасли делят Digital PR / SMM и медийная реклама, набравшие по 80% голосов. Компании, предоставляющие транспортные услуги, чаще всего прибегают к продвижению с помощью контекстной (75%) и медийной рекламы (70%).
В сегменте «Безалкогольные напитки» первое место делят между собой Web Production & Support, медийная реклама и видеореклама, которые используются в 100% случаях. Менее всего востребован Direct Marketing & CRM (29% опрошенных). Среди рекламодателей, предоставляющих услуги связи, самым полярным инструментом, помимо контекстной рекламы и Web Production & Support (по 84%), является поисковая оптимизация (81%). На последнем месте в категории Direct Marketing & CRM (29%).
DIGITAL В БЮДЖЕТАХ РЕКЛАМОДАТЕЛЕЙ
В рамках исследования были выявлены доли digital-инструментов в бюджетах рекламодателей в 2016 году. Проанализировать ситуацию удалось в 28 сегментах (Рис. 3).
Доли инструментов в бюджетах не зависят от востребованности этих сервисов. Так, компании в сегменте «Лекарственные препараты и биологически активные добавки» чаще всего используют такой сервис, как Web Production & Support (92%,) что не делает этот инструмент лидером по доле бюджетов в категории. На него приходится всего 13,2% маркетингового бюджета. В то время как наибольшая часть расходов в данном сегменте идет на видеорекламу (30,9%), контекстную рекламу (27,5%), медийную рекламу (26,7%) и лидогенерацию (26%).
Чемпионом по доле бюджета в отдельных отраслях оказалась контекстная реклама, на которую приходится 66,1% бюджетов рекламодателей в категории «Автодилеры». Не сильно отстает по данному показателю лидогенерация, ее доля в бюджетах рекламодателей категории «Аудио-, видеопродукция, игры» составляет 60%. Также можно выделить медийную рекламу в сегменте транспортных услуг с показателем 57,1% и контекстную рекламу в сегменте e-commerce (56,4%).
В целом самые весомые доли бюджетов по всем изученным категориям занимают контекстная и медийная реклама.
Со списком опрошенных компаний-рекламодателей по сегментам можно ознакомиться по ссылке Экспертная панель
1. Здесь и далее показатель роста/сокращения объема бюджетов в процентах (среднее значение) выводится только из ответов участников опроса, сообщивших порядок изменений в бюджете.