Информационный партнер
Podcast / Странный эффект обучающих видео — все знаем, но ничего не можем
Подкасты / Как это работает / Странный эффект обучающих видео — все знаем, но ничего не можем

Странный эффект обучающих видео — все знаем, но ничего не можем


28 Апреля 2018

Онлайн-образование сейчас — одна из горячих тем. И для этого есть причины: такая форма обучения стоит намного меньше традиционной, тем самым давая доступ к знаниям малообеспеченным людям. Плюсы и минусы такой формы обсуждались уже неоднократно, но сегодня хочется поговорить не об онлайн-обучении вообще, а о его особом виде — обучающих практическим навыкам роликах.

При наборе в поиске YouTube фразы «обучающие видео» ассортимент всевозможных роликов будет очень широк: детей учат читать или чистить зубы, а для взрослых предложений еще больше. Предлагается узнать устройство электровоза, понять, как водить автомобиль, класть плитку на кухне, печь пироги, освоить дуговую сварку, стать электриком или парикмахером класса люкс. И это далеко не все, чему авторы видео готовы научить зрителей.

Однако все это изобилие не должно очаровывать. Как выясняется, научиться чему-либо, просмотрев ролик, не так просто. И если освоить теоретические знания, слушая онлайн-лекции, все-таки можно, то с практическими умениями дело обстоит гораздо хуже.

Попробуем вспомнить советские общеобразовательные школы. На тех же уроках труда или домоводства учитель не только объяснял и показывал, но и давал задания — сшить фартук, сколотить скамейку. После чего работа каждого ученика (то есть реально сделанный своими руками предмет) получала оценку. Бывали и двойки — и приходилось неумелым школьникам переделывать до тех пор, пока не получится что-то приемлемое.

И подмастерьям в былые времена приходилось несладко — иногда несколько лет они должны были смотреть, как работает мастер. Сделать что-то самостоятельно дозволялось не всем и далеко не сразу — в основном подмастерья подавали инструменты, прибирались, а то и за водкой бегали.

Что же происходит теперь? Щедро публикуемые видео готовы научить всему, и делать ничего не надо — только смотреть, сидя на диване. Но, как выяснили в недавнем исследовании американские психологи, такой способ обучения не только бесполезен, но даже может оказаться опасным. Сотрудники Чикагского университета Майкл Кардас и Эд О'Брайен провели серию экспериментов, где выяснилось, что даже многократно посмотревшие обучающие ролики зрители так и не научились что-то делать в реальности. И что самое ужасное — при этом у них появилась странная самоуверенность, и они утверждали, что сделать то, что они наблюдали, они смогут, и это проще простого.  

Но когда они попробовали действительно пройти онлайн-игру или поиграть в дартс, их ожидала неудача — несмотря на уверенность в своих силах, они потерпели фиаско.

Причину такой самоуверенности психологи объясняют так: когда люди наблюдают за каким-либо действием другого человека, их мозг проходит все стадии выполнения и отмечает, что дело сделано. Поэтому у них не возникает сомнений, что дело это простое, и они справятся.

Ученые предупреждают, что подобный способ освоения знаний может не только привести к разочарованиям, но даже оказаться опасным (представьте себе, что кто-то решит взяться после просмотра ролика за химические опыты или вождение автомобиля на скорости).

В опубликованном еще в 2015 г. отчете «Сколково» целые разделы посвящены развитию EdTech, а по прогнозу 2017 г. «Нетологии-групп» объем рынка российского онлайн-образования в 2016 г. достиг 20,7 млрд руб. и за ближайшие пять лет обещает вырасти до 2,6%, или 53,3 млрд руб.

И хотя в основном EdTech подразумевает преподавание теоретических предметов в школах и вузах, о практических занятиях тоже можно задуматься. Конечно, остались те же самые уроки труда в современных российских школах, которые, хотя и называются теперь «Технология», способны научить хотя бы держать в руках молоток и иголку. Хотя, судя по обилию жалоб родителей, такое предлагает не каждая школа — в некоторых учебных заведениях детей на занятиях просто учат обращаться с компьютером.

Но есть огромное количество действий, которым в школе не учат. Надо осваивать их самостоятельно. А учиться по-настоящему не всем хочется — проще посмотреть ролик, не вставая со стула. И самое печальное тут в том самом эффекте уверенности в своих способностях, о котором предупреждают психологи. Обилие обучающих онлайн-видео действительно способно наводнить общество самоуверенными всезнайками, которые на самом деле ничего не могут.


Диктор: Мария Геориевская

 


–ейтинг@Mail.ru