Потребительский бум в России закончился
Аналитический департамент Sberbank опубликовал десятый выпуск обзора потребительской уверенности россиян
Результаты последнего исследования указывают на падение индекса потребительской уверенности с минус 7% до минус 24% в IV квартале 2014 года.
Эту динамику объясняют инфляционными опасениями, обеспокоенностью относительно ослабления рубля и ухудшением перспектив на рынке труда в связи с ростом геополитической напряженности и замедлением экономического роста.
Индекс национального благосостояния также опустился с минус 19% в III квартале 2014 года до минус 51% в минувшем квартале.
В 2014 году уровень безработицы по сравнению с III кварталом 2014 года вырос, а индекс чистого найма снизился с минус 33% до минус 37% за квартал: число респондентов, отметивших, что их работодатель сокращает численность персонала, увеличилось с 43% до 45%.
Доля опрошенных, опасающихся потери работы, выросла до 35%, при этом в течение года данный показатель оставался неизменным на уровне 30%.
Однако средняя зарплата в декабре осталась неизменной на уровне 30 тысяч рублей. Доля расходов на продукты питания также не изменилась. Между тем все остальные расходы в семейном бюджете уменьшились.
В декабре доля покупателей, чувствительно реагирующих на колебания цен, увеличилась до 73% с 69%.
Ослабление рубля побудило некоторых россиян приобрести товары длительного пользования. Около 15% опрошенных приобрели товар из категории бытовой техники и электроники, 10% купили одежду, 4% – машину.
Источник: Большой город