Пузырь на интернет-рынке сдуется из-за Facebook?


Тенденции | 28 Июля 2011 08:09

Повторение 2001 года, по прогнозам большинства экспертов, все-таки маловероятно. Современные компании — это не одна страничка крошечного онлайн-магазина с адресом и телефоном, какими были в большинстве своем доткомы десятилетней давности. Крупные игроки диверсифицируют свой бизнес

Проблемы в США давят на рынки в течение последних нескольких дней. Американские индексы пустились в трехдневное пике. Неуверенно себя чувствуют все секторы экономики. Но есть в этом бушующем океане островок благоденствия, которого практически не касаются проблемы внешнего мира. Тревожная реальность почти совершенно не беспокоит стабильную виртуальность: интернет-сектор чувствует себя на биржах лучше, чем какой-либо другой.

Тем не менее, разговоры о том, что скоро в этом виртуальном раю случится грандиозный взрыв, возникают все чаще. Чем дороже котируются бумаги интернет-компаний, тем сильнее опасения аналитиков. Некоторые склонны видеть грядущий «кризис доткомов», подобный тому, что обвалил рынки США в 2001 году. Вместе с индексом высокотехнологичной американской биржи Nasdaq 10 лет назад рухнули надежды инвесторов на бесконечный и безудержный рост интернет-сектора. Спустя десятилетие как будто все забылось. На той же бирже с тем же феноменальным успехом торгуются монстры виртуальной реальности.

Повторение 2001 года, по прогнозам большинства экспертов, все-таки маловероятно. Современные компании — это не одна страничка крошечного онлайн-магазина с адресом и телефоном, какими были в большинстве своем доткомы десятилетней давности. Крупные игроки диверсифицируют свой бизнес, организуя аукционы, создавая операционные системы, сотрудничая с производителями смартфонов. Но бумаги интернет-монстров все равно будут дешеветь, считают эксперты, и происходить это будет достаточно быстро. Почему?

По мнению аналитика по телекоммуникационному сектору Газпромбанка Анны Курбатовой, состояние, в котором сейчас находится рынок интернет-компаний, однозначно можно назвать пузырем. Бумаги уже сильно переоценены.

— Я скептически отношусь к текущей стоимости активов онлайн-медиа. Больше всего вопросов вызывают международные компании, и Facebook в первую очередь. Да и наши лидеры отрасли — Mail.ru и Yandex — вряд ли покажут в ближайшей перспективе более высокие результаты, чем были заложены в цену их размещения, они окажутся на уровне ожиданий рынка. Никакого сюрприза для инвесторов не будет, — прогнозирует аналитик.

Если посмотреть на то, как торговались акции крупнейших игроков сектора, можно увидеть, что их рост не сопоставим ни с одним другим сектором рынка.

Флагман в мире поисковиков — Google — начинал в 2004 году со $102 за акцию. Сейчас его бумаги торгуются на уровне $622,52. То же самое происходит с китайским BIDU. Масштабы у него, может быть, меньше, но это не помешало его акциям подорожать с $8,1 до $164,26 за шесть лет. Графики торгов по этим и подобным компаниям за последние несколько лет похожи на сплошную восходящую, все круче и круче вверх, без малейшего намека на спад. Facebook, который еще не торгуется вообще, уже оценивается в $70 млрд, а в перспективе на 2012 год и во все $100 млрд.

Анна Курбатова считает, что нынешние лидеры рынка могут очень быстро оказаться аутсайдерами именно из-за того, что рост и развитие сектора опережают все мыслимые показатели:
—  Надо учитывать конкурентность этой среды. Любая новая идея может свести на нет все, чего добились интернет-монстры на сегодняшний день. Их активы могут подешеветь сразу в разы, а капитализация очень быстро снизиться. Так же быстро, как она и росла.

Аналитик «Инвесткафе» Илья Рыченков уверен: продолжающийся рост котировок — чистая спекуляция, она не может продолжаться долго, пузырь обязательно сдуется.
— Инвестируют в акции интернет-компаний в основном спекулянты, которые рассчитывают, что успеют их вовремя продать, как только наметится тенденция к спаду, — рассказывает Рыченков. — А также некоторое количество «наивных инвесторов», которые погнались за модой.


Заместитель начальника аналитического отдела ИК «Грандис Капитал» Тимур Хайруллин полагает, что в ближайшем будущем инвесторы все-таки начнут реагировать на скандальные корпоративные новости, что станет показателем начинающегося спада на рынке интернета.
— Скандалы с Google или Facebook  подрывают лояльность пользователей к этим проектам. Поэтому вполне возможен вариант, при котором подобные инциденты негативно скажутся на капитализации компаний. Тем более что сейчас эти компании торгуются по существенно более высоким мультипликаторам по сравнению с традиционными бизнесами.

Эксперты сходятся во мнении, что восходящий тренд по интернет-рынку скоро сменится нисходящим. Но когда именно это произойдет? Илья Рыченков полагает, что рынки должны дождаться размещения Facebook, после чего ажиотаж и схлынет.

IPO популярной социальной сети предварительно намечено на 2012 год, хотя точных сведений об этом еще нет. Это означает, что инвестиционные консультанты просчитали, что предел роста еще не достигнут и потенциал есть.

 

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.


Источник: Известия

последние новости

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 41

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама