01 Июня 2021 | 10:00

АКИТ увидела угрозу в предустановке супераппов и поисковиков

В отсутствие ограничений экосистемы получат преимущество перед остальными сервисами

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предложила доработать проект поправок, которые вносят изменения в постановление о предустановке отечественных приложений. Он разработан в Минцифры и гарантирует удаляемость российских сервисов с устройств пользователей. У АКИТ есть опасения по поводу супераппов и поисковиков, пишет «Коммерсантъ».

Опасения связаны с тем, что некоторые приложения имеют дополнительные функции, например встроенные маркетплейсы и агрегаторы объявлений. Подобный функционал имеют многие экосистемные сервисы вроде соцсетей «ВКонтакте», «Одноклассники» или поисковой системы «Яндекс». При этом допфункции не относятся к тому классу программ, в рамках которого приложения прошли отбор.

Заявки на включение в список собирало Минцифры, а их отбором занималась Правительственная комиссия по развитию производства и распространения отечественного аудиовизуального контента. В итоговый перечень вошли 16 классов программ, в их числе приложения Mail.ru Group, «Яндекса», «Лаборатории Касперского», компании «Новые облачные технологии» (бренд «МойОфис»), а также «Госуслуги» и платежная система «Мир».

Согласно заключению АКИТ, разработчикам предлагается отключить дополнительные функции. В противном случае предустановка позволит супераппам увеличить популярность, значительно нарастить аудиторию (до 50% в течение трех лет) и монополизировать рынок интернет-торговли.

Из вышеупомянутых компаний маркетплейсы имеют как Mail.ru Group («AliExpress Россия» — СП интернет-холдинга, Alibaba Group, «МегаФона» и Российского фонда прямых инвестиций), так и «Яндекс» («Маркет»).

Кроме того, эксперты настаивают на исключении поисковиков из обязательной предустановки, поскольку этот функционал уже встроен в браузеры.

Собеседники издания указали на невозможность отключения отдельных функций приложения из-за сложной архитектуры современных сервисов. Если незаявленные коммерческие функции все же появятся, то этот вопрос должна рассматривать комиссия Минцифры, полагает гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян.

В Mail.ru Group, которой принадлежат «ВКонтакте» и «Одноклассники», предложения АКИТ назвали странными и архаичными, не учитывающими специфику соцсетей и современные способы взаимодействия людей.

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Сбер Рекламодатели 2020
2 Nectarin №1 Digital Index 2020
3 Media Instinct №1 Медиабаинг 2019
–ейтинг@Mail.ru